Экологический акционизм в России: пляжный отдых зимой, эко-драма и танцевальный субботник
Перформанс почти всегда исполнял роль реакции человека на резонансное явление или событие — вспомнить хотя бы арт-объекты великолепной Марины Абрамович, одной из родоначальниц искусства перформанса. Многие из ее творений были ответом на трагедии, разворачивавшиеся в обществе. Эко-перформанс отличается от перформанса вообще лишь более узкой тематикой, стремясь обратить внимание с зрителей на кризисы, связанные с состоянием нашей планеты. Эко-перформанс — явление не новое: еще в 1982 году художница Агнес Денес вырастила пшеничное поле посреди Нью-Йорка. На огромной пустынной территории планировалось строительство новых небоскребов, и художницу попросили помочь заполнить его, чтобы не оставлять голый пустырь. Никто не ожидал, чем именно она его заполнит: через 6 недель после начала проекта посреди мегаполиса, у Всемирного торгового центра выросла пшеница. Агнес заявила, что это высказывание о «неуместности приоритетов« современного человека и о быстро ухудшающемся состоянии окружающей среды.
Соединенные Штаты, Европа, Филиппины, Казахстан — весь мир обращает искусство в способ борьбы с экологической катастрофой. А что Россия?
1. Томская эко-драма
В 2020 году в Томске студенты и школьники провели несколько акций в рамках международного эко-перформанса «Люди и мусор. Кто кого?», чтобы обратить внимание зрителей на проблемы окружающей среды. Это был своего рода спектакль, действующими лицами которого были Мусор, Планета Земля, Мусорный полигон и другие знаковые для экологии герои. Актеры с мусорными мешками на головах передвигались по кругу, постепенно окружая девочку с глобусом в руках, пока мама и папа стояли над ней, одетые в костюм и платье и противогазы. Это действие должно было спровоцировать диалог о важном и актуальном: переработке мусора, свалках, пластике, загрязнении воздуха. Так дети и подростки без слов попытались выразить чувство боли и страха за свой дом, где предстоит жить им самим и (если мы, конечно, начнём что-то предпринимать) их детям.
2. Зимний волейбол
В прошлом году активисты Fridays For Future собрались в Таврическом саду в Санкт-Петербурге, чтобы поиграть в волейбол, насладиться загаром и заняться йогой. И всё бы хорошо — только вот происходило это в феврале. Эко-перформанс «Пляж» через изящную метафору напомнил о проблемах засухи, таяния ледников, лесных пожаров, вызванных климатическими изменениями. Смысл прост: климат меняется с катастрофической быстротой, и совсем скоро мы можем забыть о том, где нам брать чистую воду, когда спать, а когда бодрствовать, в какой сезон надевать пальто, а в какой — загорать на пляже.
3. Лаборатория Экологического Перформанса
2017 год был объявлен Годом экологии в России. В том же году «Театр Труда» запустил сайт «Лаборатория Экологического Перформанса». Это целый проект: его создатели стремились курировать перформансы, разрабатывать флешмобы, проводить лекции и заниматься экологическим воспитанием детей: проводить, к примеру, так называемые «танцевальные субботники», стремясь привлечь молодых людей совмещением полезного с приятным: не просто уборка, а вечеринка на открытом воздухе. Под их руководством в «Манеже» в рамках «Московского культурного форума» состоялась постановка Донатаса Грудовича, посвященная Году экологии и повествующая о жизни молодых эко-активистов. Зрелище, судя по фотографиям, было завораживающее.
4. Дети в белом
Летом в Челябинске, печально известном проблемой загрязнённого воздуха и количеством онкобольных, перформанс устроили дети, победившие рак. Каждый из них соорудил себе белый костюм из мусора, который участники перед этим старательно собирали на улицах, попутно высаживая деревья. Те, кто сам пострадал от загрязнения воздуха, и смог преодолеть вызванную им болезнь, вышли на улицу, чтобы показать, как можно помочь окружающей среде и самим себе. Это действие по-настоящему перформативно, поскольку его создатели точно знают, о чём говорят — и потому стремятся предупредить об опасности остальных.
5. «Лес, лес, лес»
Можно ли уйти со своим искусством в леса? Молодое художественное объединение «Побеги» попробовало — и у его участников получилось. В прошлом году художники на день ушли в лес неподалеку от Домодедово — и там читали лекции, показывали выставки и перформансы. Не так давно была переиздано эссе Эрнста Юнгера «Уход в лес», в котором он рассуждает о том, что изгнание в леса может быть наказанием только для тех, кто по-настоящему скован рамками и подавлен властью городских структур. На деле же пребывание на природе, в изоляции от общества помогает человеку стать свободным, реализовывать себя и свою силу. По этому пути и пошли «Побеги» (большинство из них — студенты МГУ или НИУ ВШЭ): избавившись от условий, в которых искусство может существовать только в стенах музеев или театров, они творили искусство среди природы, что само по себе является весьма однозначным высказыванием: природа освобождает, а гармония и согласие с ней помогают нам обрести крылья.
***
Для чего люди придумали искусство? На этот счет есть разные мнения; ролей у него неисчислимое множество, и с течением времени искусство приобретает всё больше и больше значений: именно так оно стало одним из защитников нашей планеты — подарив художественные средства тем, кто не боится в рамках своего творчества говорить о проблемах и заставляет других обратить на эти проблемы свой взгляд.