Все поправки ведут в порт

В Госдуме в эти дни обсуждается законопроект, согласно которому рейдовую перевалку загрязняю­щих веществ можно будет осуществлять только в специальных перегрузочных районах, закреп­лённых за морским портом. Появление нового механизма регулирования перевалочных работ не только позволит улучшить экологию и повысить безопасность, но также даст толчок к развитию портовой инфраструктуры.

Все поправки ведут в порт
© Парламентская газета

Инициатива внесения поправок в Кодекс торгового мореплавания и другие акты, регулирующие передачу грузов за пределами морских портов, реализуется по поручению Президента РФ. По мнению экспертов, концентрация погрузочных работ в пределах порта создаст благоприятные условия для реализации Стратегии развития морской портовой инфраструктуры РФ, рассчитанной до 2030 года (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года №167 «О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации»). В числе приоритетов, перечисленных в документе, - увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры, создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов, совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства и другие. «Для государства и морских администраций сегодня основной задачей является добиться, чтобы груз попадал непосредственно в терминал», — считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Масштабная модернизация береговых сооружений, предусмотренная стратегией, идёт полным ходом, и есть положительные примеры реализации крупных проектов. В этом году ГК «Дело» ввела в эксплуатацию новый глубоководный причал №40А зернового терминала КСК в Новороссийске, активно функционирует Усть-Лужский контейнерный терминал и порт Бронка, запланировано расширение терминала НЛМК в Туапсе.

К 2025 году производственная мощность морских портов страны должна превысить 1,3 миллиарда тонн

Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, к 2025 году производственная мощность морских портов страны должна превысить 1,3 миллиарда тонн. Что касается динамики, прирост мощности к 2022 году составит 45 миллионов, к 2023-му — 125, а к 2024 году — 44 миллиона тонн.

Эксперты считают, что введение нового закона позволит получить и ряд дополнительных эффектов. В частности, по мнению Павла Иванкина, отказ от рейдовой перевалки грузов даст возможность государству контролировать качество экспортируемой продукции. Прежде всего зерна, которое является основой несырье­вого неэнергетического экспорта России. Введение поправок может ускорить развитие портовой инфраструктуры за счёт роста инвестиций со стороны крупных, прежде всего агропромышленных, компаний в строительство терминалов.

Экологический аспект проблемы не менее важен. По мнению председателя общественного совета при Минприроды Александра Закондырина, было бы целесо­образно ввести полный запрет на рейдовую перевалку грузов в пределах внутренних вод России. По­падание в акваторию угольной пыли и удобрений во время перегрузочных работ — всего лишь одно из возможных негативных последствий такого способа погрузки, считает эколог. По словам Закондырина, проблема также в том, что зачастую подобные работы ведутся экипажами низкой квалификации с несоблюдением технологических норм, во время неблагоприятных погодных условий возрастает опасность столкновения судов. Такие риски увеличиваются с каждым годом — вместе с ростом объёмов рейдовой перевалки. Так, по данным ФГУП «Росморпорт», объём рейдовой перевалки наливных грузов в морских портах России в 2020 году увеличился до 99,43 миллиона тонн. 

Примечательно, что подобные работы до сих пор не регулировались на законодательном уровне, поэтому участники рынка имели возможность пренебрегать экологичес­кими нормами и вопросами безопасности ради экономии издержек.