Войти в почту

Экосистема автотранспорта: от конвейера до магистрали. «Группа ГАЗ» делает экобезопасность вектором своей работы

Крупнейший российский производитель ведет политику защиты окружающей среды от вредного воздействия на стратегическом уровне. Еще проектируя автомобиль, сегодня сразу решают задачу, как его в финале жизненного цикла максимально безопасно утилизировать. Все процессы и проекты рассматриваются с точки зрения влияния на экологию, а действующие производства перестраивают на «зеленые рельсы».

Экосистема автотранспорта: от конвейера до магистрали. «Группа ГАЗ» делает экобезопасность вектором своей работы
© Lenta.ru

Электромобили: хорошо забытое старое

Вы удивитесь, но электромобили были в моде еще сто лет назад. В 1900 году в США из 33 842 автомобилей 38 процентов были электрическими, при этом на бензине ездил только каждый четвертый автомобиль, и еще 40 процентов машин приводились в движение силой пара. Переход на бензин как основное топливо для транспорта превратил автомобили в главный источник загрязнения окружающей среды. Сегодня, по данным Роспотребнадзора, в больших городах на автотранспорт приходится до 80 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Для снижения негативного воздействия автомобилей на окружающую среду на уровне государства принимаются комплексные меры: вводятся требования к экологическому классу топлива и двигателей, развивается дорожная инфраструктура и общественный транспорт, вводится плата за парковку в перегруженных транспортом центральных районах мегаполисов…Одна из таких мер — вывод электробусов на линии общественного транспорта. В Москве уже в течение трех лет прекрасно трудятся электробусы российских производителей, в частности их выпускает «Группа ГАЗ». Благодаря развитию электробусной сети в столице только в 2020 году выбросы в воздух загрязняющих веществ сократились примерно на 40 тысяч тонн.

Новой вехой в повышении безопасности транспорта для окружающей среды стали инновационные водородные автобусы. Их прототипы та же «Группа ГАЗ» продемонстрировала в сентябре 2021 года на выставке «Комтранс». Автобусы получились, безусловно, экологически безопасные, но, так же, как электробусы, слишком дорогие для массового использования в регионах. Собственно, водородное топливо используется именно для зарядки аккумуляторов, так что водородные автобусы — это те же электробусы, только с большим запасом хода и втрое дороже.

Фото: Михаил Крупин

Решение этой проблемы предлагает «Группа ГАЗ». Чтобы снизить цену на такой транспорт, компания предлагает выпускать его на газопоршневом водородном двигателе, что не потребует применения дорогостоящих аккумуляторов. Это сохранит основные преимущества водородного автобуса в виде кардинального снижения объема выбросов вредных веществ и большого запаса хода и, одновременно, можно будет существенно снизить затраты за счет использования существующих производств. Конструкция такого двигателя на водороде будет близка к газовым моторам, которые выпускаются на российских предприятиях, а значит и их компонентной базы.

Регионы, заинтересованные в улучшении экологической обстановки, охотно закупают газомоторную технику. Она ненамного дороже дизельной, при этом позволяет экономить на топливе, а выбросы в атмосферу у транспорта на газе в несколько раз меньше по сравнению с дизельными аналогами. На сегодня в России производят все основные модели газовой техники, востребованной в коммерческих целях: автобусы, грузовики, автофургоны.

Зеленое производство

Автомобиль начинает свое воздействие на окружающую среду задолго до того, как примет первых пассажиров. Уже само по себе производство автокомпонентов — как, впрочем, и мебели, и бытовой техники, и даже солнечных батарей — наносит вред окружающей среде. Поэтому несколько лет назад «Группа ГАЗ» приняла экологическую стратегию, направленную на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду.

Теперь все процессы и проекты «Группы ГАЗ» рассматриваются в том числе и с точки зрения влияния на окружающую среду. Процедура согласования инвестиционных проектов содержит обязательные требования по оценке экологичности и энергоэффективности нового оборудования. Без согласования с экологами нельзя начать строительство и проектирование новых производств, вносить изменения в технологические процессы.

Но и действующие производства «Группы ГАЗ» продолжают «зеленеть». Например, уникальную двухступенчатую систему очистки выбросов внедрили в 2021 году на металлургическом производстве автозавода ГАЗ, расположенном в Нижнем Новгороде.

на 50 процентов двухступенчатая система очистки выбросов сокращает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

«Группа ГАЗ» большое внимание уделяет энергосбережению и энергоэффективности. Например, уже 75 процентов устаревших ртутьсодержащих светильников в основных и подготовительных производствах заменили на современные энергосберегающие светодиодные лампы.

«Если производственная технология неэффективна, то мы должны менять в первую очередь именно процессы производства, а не только процесс очистки сточных вод или выбросов. Мы не просто "чистим хвосты", а меняем технологии — устраняем сами причины образования стоков, выбросов и промышленных отходов. В прошлом году мы объединили гальванические производства в Нижнем Новгороде и Ульяновске, перенесли процесс обработки некоторых компонентов на Ульяновский моторный завод, где работают более эффективные очистные сооружения. Это, с одной стороны, позволило увеличить производительность, с другой — улучшить экологическую обстановку», — рассказывает Сергей Яблоков, главный эколог «Группы ГАЗ».

Фото: Геннадий Бусов

И такой подход уже принес ощутимые результаты. За последние 10 лет «Группа ГАЗ» снизила на 55 процентов объемы сточных вод, на 70 процентов сократила потребление воды, на 47 процентов сократила выбросы в атмосферу. Для производства одного автомобиля стали тратить вдвое меньше сжатого воздуха, на 54 процента меньше воды и на 14 процентов меньше тепловой энергии.

Кардинально изменился подход к управлению промышленными отходами. Экологическими службами ГАЗа был проведен скрупулезный анализ: сколько и каких именно отходов получается с каждой нитки конвейера, каждого конкретного рабочего места. Отходы, которые потенциально интересны как вторичный материальный ресурс, собирают, сортируют и перерабатывают. Во всех офисах группы тоже внедрен раздельный сбор мусора: по отдельности собирают макулатуру, пластик, в специальные боксы собирают батарейки, которые содержат свинец, кадмий, ртуть, цинк, никель и другие опасные для окружающей среды, но нужные в качестве сырья металлы.

При закупках деталей и комплектующих (уже на стадии номинации) исключаются поставщики ряда компонентов, подающие детали в одноразовой упаковке, требующей последующего захоронения на полигонах.

Значительная часть отходов для вторичной переработки отправляется на продажу. В Ярославле из полученного вторсырья делают картон, в Нижнем Новгороде — пленку и пластиковые гранулы, а отходы от производства автомобильных сидений используются в производстве мебели. В Мордовии из макулатуры, которую поставляет Саранский завод автосамосвалов, делают лотки для яиц.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Ответственное отношение производителя

В «Группе ГАЗ» считают, что мало выпускать качественные автомобили, минимально воздействующие на окружающую среду. Важно и то, что происходит с автомобилем после того, как он отслужит свой срок. Возможность практически полностью переработать автомобиль закладывается еще на стадии его проектирования.

Над решениями, которые обеспечат рециклинг машин, в «Группе ГАЗ» задумались около 10 лет назад: драйвером этого процесса стала экспортная политика компании. Базу для развития экспорта на ГАЗе создал более 10 лет назад Олег Дерипаска. Одним из первых рынков, куда готовилась выйти компания, была Турция, где действовали строгие европейские требования к утилизации продаваемых транспортных средств. А сегодня машины российского производителя поставляют уже в десятки стран мира.

Легкая утилизация означает, что конструкция автомобиля разработана таким образом, чтобы он был пригоден к быстрому разбору на части. Для этого сложные соединения минимизированы, а оставшиеся должны быть защищены от коррозии, старения, изменения свойств с течением времени, чтобы через 10-15 лет машину можно было бы так же легко разобрать, как и в момент сборки на конвейере.

На каждом компоненте из пластика или резины должна быть маркировка: разборщик без труда ее увидит и отнесет компонент к той или иной группе перерабатываемых материалов. Кроме того, машина не должна содержать опасные вещества — ртуть, кадмий, свинец, шестивалентный хром, кроме редких исключений, таких как свинец в аккумуляторной батарее.По европейским требованиям не менее 95 процентов автокомпонентов должны быть пригодны к утилизации. Сам процесс переработки можно провести за считанные часы. Сначала с грузовика снимают аккумуляторную батарею; затем сливают технические жидкости; снимают пластиковые компоненты, сиденья, стекла, детали интерьера — из них делают ящики, контейнеры и другую тару. Металлический остов отправляют в шредер, где его измельчают за 10-15 минут.

Меняются не только автомобили, но и понимание своей экологической ответственности у тех, кто их создает. Сотрудники «Группы ГАЗ» принимают участие в музыкально-экологическом фестивале «Рок чистой воды» по уборке прибрежной территории Волги, экологическом волонтерском проекте «360» по уборке территории вокруг Пермяковского озера в Нижнем Новгороде. В Павлове сотрудники ГАЗа высадили каштановые аллеи на территории детского оздоровительного центра. Сотрудники Канашского автоагрегатного завода в Чувашии расчистили реку, которую было невозможно разглядеть за бутылками, пластиком и прочим хламом.

«Сейчас происходит глобальная перестройка экологических норм и правил, — делится Елена Князева, директор по экологии и энергоэффективности «Группы ГАЗ». — Лозунги покорения природы и разворота рек вспять больше неактуальны. Человечество осознало, что запасы природных ресурсов не бесконечны, что беречь реки, озера, воздух, леса, поля так же важно, как безопасность и мир на планете. Мы должны стараться максимально использовать в производстве вторичные ресурсы, беречь энергию и воду. Так мы сможем приблизиться к экономике замкнутого цикла и к сохранению природных богатств для будущих поколений».