Батарейка за 10 тысяч: зачем «Мой Байкал» и SLD agency запустили «супермаркет мусора»

Что обычно привозят с Байкала? Рыбу, минералы, плюшевых тюленей… Но недавно пользователи увидели (некоторые — впервые), насколько плохи дела у главного пресного водоема мира. Организация «Мой Байкал» и SLD agency в рамках социального проекта разработали онлайн-супермаркет, где можно приобрести мусор. Команда агентства рассказала Sostav об идее, реализации и первых результатах благотворительной инициативы.

Батарейка за 10 тысяч: зачем «Мой Байкал» и SLD agency запустили «супермаркет мусора»
© Sostav.ru

Зачем это миру?Вопреки многолетнему тренду на экологичность и разумное потребление, природа в опасности. Если ничего не предпринять, вместо десятков видов животных и богатейшей фауны наши потомки увидят все разнообразие пластика и других отходов, которые мы производим.

Экопроекты в нашем понимании решают три параллельные задачи: «кричат» о проблеме, помогают достучаться до каждого в отдельности и позволяют собрать средства на исцеление природы. Пока еще можно повлиять на ситуацию.

Переработаем это вместеЗа последнее лето власти Бурятии собрали на восточном берегу Байкала свыше 300 тонн отходов. Всего зона у священного озера насчитывает более 600 тыс. тонн мусора. Подавляющую часть от всего объёма генерят туристы и нелегальные турбазы.

Три месяца мы работали над запуском первого супермаркета отходов, собранных волонтёрами вдоль побережья Байкала. Наш посыл — положи мусор в корзину. Хотя бы в виртуальную. Ведь любое пожертвование — это участие в очищении озера.

Формированием цен занималась эколог Дарья Бедулина, ориентируясь на степень урона, нанесенного окружающей среде, нюансы производства, стоимость переработки и другие факторы. Выкинутая зубная щетка, производство которой стоит 20 руб., превращается в 300-рублевую. На сайте можно заплатить, например, за обёртку от шоколадного батончика, консервную банку, использованную батарейку (это самый дорогой товар — 10 560 руб.).

Однажды Гиппократ сказал: «Мы есть то, что мы едим». Ситуация на Байкале критична настолько, что пора осознать еще одну догму — мы есть то, как мы утилизируем отходы. Психология временщиков тут неприемлема.

Мы провели креативную сессию для портала «Такие дела»: ценности команды этого медиа коррелируют с нашими. И в свое время нас сильно впечатлил их проект про жителей острова Ольхон.

Куда отправятся товары супермаркетаНа первый взгляд, товары онлайн-магазина ничем не отличаются от продуктов в супермаркете. Помятые, грязные, во мху и ржавчине, отходы как будто просят забрать их. Мы подумали, что эстетика отвратительного здесь более чем уместна.

Интерактивный баннер гласит: «Самая большая свалка. Здесь есть всё, от подгузников до консервных банок». Слайды динамично меняются, показывая «ассортимент» и внушительное количество мусора, которое когда-то лежало на территории Байкала.

Результаты«Мой Байкал» — одна из немногих организаций, чья главная миссия заключается в спасении озера. У фонда была цель по сбору пожертвований, и совсем скоро мы узнаем, получилось ли у участников проекта её достичь.

Александр Чумаченко, креативный директор SLD agency:

Даже если будет собрано недостаточно средств для глобального решения проблемы с переработкой мусора, мы считаем, проект удался. Он получил широкий резонанс в медиа — значит, многие как минимум узнали об одной из главных экопроблем Байкала. Дело за малым: совместно устранить уже нанесённый озеру вред и беречь его всю жизнь.

Проект более 200 раз упомянули федеральные и международные СМИ, в том числе Esquire, The Village, TJournal и Meduza (издание внесено Минюстом в реестр иноагентов). Некоторые федеральные телеканалы, например «Вести» и «Пятый канал», дали сюжеты о нашем супермаркете. Считается, что благотворительность любит тишину, но мы решили активно взаимодействовать со СМИ: давали комментарии и даже поучаствовали в онлайн-конференции для «Таких дел» совместно с организацией «Мой Байкал». Ведь чем больше людей узнают о проекте, тем выше шансы повысить чистоту уникального озера и его окрестностей.