Токсичные следы "Уралхимпласта"

В любой криминальной схеме ее участники решают, как уйти от ответственности. На выбор у них – найти прореху в законе, запутать следы, спрятать улики, убрать свидетелей, договориться с силовиками, подкупить суд. В нижнетагильской истории, которую несколько месяцев расследует "Уралинформбюро", скорее всего, есть все составляющие.

Токсичные следы "Уралхимпласта"
© Уралинформбюро

Арифметика прибыли

Почетный гражданин Нижнего Тагила Александр Гердт давно живет в Вене – там чистый воздух и вкусный кофе с Sachertorte. На роскошь он зарабатывает своим "Уралхимпластом", отравляющим жизнь горожанам выбросами формальдегида. Нижнетагильцы с детства знают – "лисьи хвосты" - с НТМК, "химоза" – с УХП.

Сейчас Гердт расширяет бизнес – строит производство индустриальных новолачных смол и связующих для литейной промышленности. Ядовитая нагрузка на Нижний Тагил будет расти вместе с его барышами. А, в отличие от Европы, куда бизнесмен выводит прибыль через цепочку "дочерних" фирм, на Урале можно чувствовать себя вольготней перед надзорными органами.

Визуализация: доклад "Организация производства химической продукции для литейной промышленности по лицензионной технологии в городе Нижний Тагил"

Нижнетагильская природоохранная прокуратура с конца 2020 года занималась свалкой промышленных отходов в карьере рядом с поселком Новоасбест. По документам туда было перевезено около 3,3 тысячи тонн грунта с площадки "Уралхимпласта", где разместится новое производство. А в реальности оказалось, что вывезли обломки старого цеха – кирпичную кладку, железобетонные блоки, стекло, деревянные рамы и, в том числе, грунт.

В августе этого года по иску надзорного ведомства Ленинский райсуд Нижнего Тагила вменил в обязанность администрации Горноуральского городского округа, куда входит Новоасбест, за бюджетный счет расчистить карьер. Основание для решения судьи Татьяны Ершовой – в ходе проверки не установлены лица допустившие сброс промышленных отходов и их собственник, поэтому расплачивается тот, на чьей территории несанкционированная свалка. По предварительным оценкам, в казне надо найти не менее 15 миллионов рублей на ее ликвидацию.

Слева направо: Александр Гердт, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, генеральный директор "Хюттенес Альбертус" доктор Карстен Кюлгатц. Фото: ucp-ha.ru

Мы до конца не понимаем мотивов надзорного ведомства и суда, но собранные "Уралинформбюро" документы, доступ к которым был у прокурорских работников, свидетельствуют о том, что собственник отходов и их перевозчик хорошо им известны. Соответственно, расплачиваться за ущерб природе и жителям Новоасбеста должно не государство.

Вот схема процесса отправки отходов в карьер под Нижним Тагилом.

ООО "Уралхимлпаст – Хюттенес Альбрус" (основной бенефициар – Гердт) в мае 2020 года нанимает ООО "Строймеханизация" (компания известного челябинского олигарха Сергея Вайнштейна) на реконструкцию старого цеха литейных смол. Те привлекают на субподряд челябинское ООО "Главное строительное управление" - за 5,2 миллиона рублей они должны собрать и вывезти "останки" снесенного корпуса 04/3 и грунт на специализированный полигон.

Дальше наступает очередь екатеринбургского бизнеса – ООО "СтройДорСервис" подряжается своими силами выполнить эту работу, заявляя, что для перевозки грузов I-V класса опасности имеет все необходимые лицензии и транспорт. В открытом доступе мы не нашли подтверждения этих лицензий, и, возможно, непосредственно перевозкой занимался кто-то еще. Очевидцы видели на грузовиках таблички нижнетагильской "УБТ".

"СтройДорСервис" заключил договора на размещение грунта и мусора на полигонах с нижнетагильскими компаниями – ООО "Элис" и ООО "Тагилспецтранс". Грузовики поехали с площадки "Уралхимпласта" еще в августе, но только в сентябре "ГСУ" представило субподрядчику акт лабораторных испытаний о том, что грунт относится к V классу опасности.

Если судить по отчетным документам, на полигоне ТБО в Дзержинском районе (село Покровское) "Элис" с августа по декабрь принял 2,1 тысячи тонн отходов за соответствующую плату. При этом в октябре-ноябре маршрут грузовиков вдруг изменился – вместо Покровского (на запад от Н.Тагила) они поехали в Новоасбест (на юг).

Фото: realtagil.ru

По версии, которую рассказывает владелица "СтройДорСервиса", начальник МКУ "Управление хозяйством Горноуральского городского округа" Валерий Кузьминых предложил ее сотруднику отвезти грунт в карьер у Новоасбеста. Так появился договор, по которому компания обязалась на безвозмездной основе поставить "для рекультивации карьера" 10 тысяч тонн грунта.

Выгода субподрядчика видна невооруженным глазом. За размещение на полигоне надо платить, а тут бесплатный карьер – ради прибыли было даже забыто условие о том, что мусор и грунт должны перевозиться исключительно на специализированный полигон! И, кстати, "Главное строительное управление" не удивилось, почему в отчетах значится, что в октябре-ноябре 3,3 тысячи грунта было принято на захоронение(!) муниципальным казенным учреждением, без указания конкретного места. Разница между рекультивацией и захоронением не нуждается в комментарии.

Тайны следствия

Жители Новоасбеста, которых местные чиновники убеждали, что карьер засыпается ради их же блага, забили в колокола из-за ядовитого запаха от груза, который неустанно возили "маны". Формальдегид из Нижнего Тагила достиг поселка.

В результате скандала маршрут с "Уралхимлпаста" был перекрыт - грузовики вынуждено вновь поехали в Покровское. Если в августе-сентябре они сдали "Элису" 500 тонн бетона, кирпича и дерева, то в ноябре-декабре – 1,6 тысяч тонн. Было бы удивительно предположить, что в октябре-ноябре в Новоасбест возили с завода исключительно грунт (объемом в полтора раза больше).

Совместная проверка прокуратуры и министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в конце 2020 года обосновала претензии местных жителей. В судебном решении фигурирует объем отходов в 700 кубометров. Они состоят из кирпичного лома (25%), бетонных изделий (22%), арболита (10%), строительных лесоматериалов (10%), стекла (10%). Не правда ли – все это сильно напоминает "останки" цеха УХП, тем более, что их токсичность эксперты отнесли к IV классу опасности.

Смех вызывают документы, в которых руководители "Уралхимпласт – Хюттенес Альбрус" и "СтройДорСервис" категорически отрицают прямой договор между этими компаниями. Словно это может поставить бронещит перед заводом Александра Гердта. В отчетных справках ООО "Элис" черным по белому значится – заводские отходы размещаются без права перехода собственности на них: они принадлежат УХП.

Региональное Минприроды подсчитало ущерб почвам в поселке Новоасбест – 3 миллиона рублей. Но об этой сумме в иске прокуратуры нет ни слова. Более того, первоначально ответчиками по иску были администрация городского округа и МКУ "Управление хозяйством Горноуральского ГО". Но в судебном процессе прокуратура неожиданно отозвала требования к МКУ, начальник которого В.Кузьминых во всей истории отделался… замечанием главы округа.

Начальник МКУ "Управление хозяйством Горноуральского городского округа" Валерий Кузьминых (слева) и глава Горноуральского ГО Дмитрий Летников

"Уралинформбюро" предполагает, что группа лиц наносит ущерб государству в особо крупном размере. Валерий Кузьминых превысил свои должностные полномочия, подписав договор на поставку "грунта" (ст. 286 УК). Компания "СтройДорСервис" вывезла значительную часть токсичного мусора в карьер, а не на полигон (ст. 247 УК). Сотрудники Нижнетагильской природоохранной прокуратуры проявили халатность, не выявив истинных виновников свалки в карьере (ст. 293 УК).

На наш взгляд, ФСБ (с учетом угрозы государству) необходимо возбуждать уголовное дело по любому из этих оснований и предотвращать расходы бюджета, возложенные на него судьей Ершовой. Кто будет расплачиваться – собственник старого цеха Гердт или нерадивый субподрядчик "СтройДорСервис"? "Уралинформбюро" проследит за развитием ситуации. И большое спасибо жителям Новоасбеста за помощь в нашем расследовании.

Вадим ДЫНИН