«Звуковые пейзажи для потомков из 24 века»: музыкант Сэм Ли рассказал о влиянии звуков природы на человека
Около столетия назад, в мае 1924, английская виолончелистка Беатрис Харрисон выступила в одной из самых первых трансляций BBC. Она сыграла целый ряд мелодий, сидя в своём саду, а с окружающих деревьев ей подпевали соловьи.
Трансляция стала хитом того времени, и подобные выступления транслировались ежегодно ещё 12 лет подряд.
Природа лечит
Атмосфера взаимодействия музыки и природных звуков вызывает у человека чувство спокойствия и умиротворения. Наверное, именно поэтому многие композиторы создавали произведения, вдохновившись природой, например, «Симфония №6» Бетховена.
С развитием звукозаписывающих технологий образцы из мира природы используются в музыке всё активнее.
Эйноюхани Раутаваара, финский композитор, добавил звуки полярных птиц в своё произведение CantusArcticus (1972), а Берни Краузе, музыкант и эколог из США, не один десяток лет записывает и архивирует звуки природы для своих работ.
Мы всё чаще обращаемся к звукам природы, что обусловлено как экологическими проблемами, так и условиями жизни в период пандемии.
В американской исследовательской статье 2021 «Синтез пользы для здоровья звуков природы и их распространения в национальных парках» (для научного журнала PNAS) говорится о благотворном воздействии звуков, в том числе воды и птиц в пределах городов:
«Звуки природы улучшают здоровье… Природная акустическая среда даёт сигнал об отсутствии угроз и опасностей, позволяя людям контролировать своё психологическое состояние, избавляться от стресса и расслабляться».
И это действительно так. Звуки лесов, лугов и рек способствуют улучшению состояния, даже если звуки эти цифровые.
Возможно, вас заинтересует: Учёные подсчитали, сколько нужно спать человеку, чтобы сохранять остроту ума
Forest 404
Такие исследования и выводы привели к многочисленным проектам в области искусства, культуры и науки.
В начале 2021 на BBC был запущен проект «Звуковые пейзажи (саундскейпы) для хорошего самочувствия» с одновременным проведением эксперимента VirtualNature под эгидой Университета Эксетера, оценивающего реакцию слушателей на цифровые природные звуки.
Был также выпущен захватывающий радиосериал Forest 404 с эффектом присутствия. Это эколого-научно-фантастический триллер (его действие происходит в 24 веке, когда все леса уничтожены) с интерактивными дискуссиями о природе и экологии плюс шикарные саундскейпы.
Создатель радиосериала Тим Этак (Tim X Atack) поясняет, как он справился с задачей продюсера:
«Мой мозг драматурга задумался о том, как это бы было, если бы кто-то послушал подобные записи, когда мир природы уже исчез. И я отправил свою историю в 24-й век. Какими окажутся природные звуки для слушателя из будущего, у которого нет представления, что такое птичье пение, шум океанских волн или деревьев? Меня также напугало то, что я отлично представлял себе будущее, где люди могут проиграть, скажем, звуковой файл пения чёрного дрозда и спутать его с чем-то вроде звука коммутируемого модема. Многие композиторы добавляли птичье пение к музыке, чтобы добиться определённого эффекта, но мне кажется, что их произведения всё чаще становятся звуками мира, находящегося под угрозой. В моём понимании эти мелодии звучат уже не столь радостно, а скорее напоминают песни для неживых. Так что я понял, что обязан отразить это моё ощущение в Forest 404». «Взаимодействие со слушателями – вот что меня более всего интересует, – говорит Тим Этак. – Одна австралийка проигрывала звуковые саундскейпы во время прогулки по лесу после пожаров и запостила записи в социальных медиа. Это был для меня очень эмоциональный момент. Она даже спасла коалу и проигрывала ей лесные звуки в машине, пока везла её в приют для животных».
Природные заклинания и чары
Природные звуки нынче очень широко используются многими исполнителями и организациями. Британская библиотека, например, задействовала свои звуковые архивы для таких программ, как DigitalNatureи FaintSignals.
«Такие звуковые архивы – это источник вдохновения как для творческих людей, так и для аудитории, – рассказывает Кенн Тейлор, продюсер Британской библиотеки. – Это звуки различных водоёмов, дикой природы, погодных условий и даже звуки выскакивания семян из стручков и семенных коробочек. Звуки способны виртуально переносить людей в самые разные локации. Мы хотим сделать нашу коллекцию максимально доступной».
«Пение с соловьями»
Сэм Ли, музыкант, певец и эколог, постоянно возит в лес любителей природы и музыки, где даёт концерты под названием «Пение с соловьями». Он и его группа NestCollective создают удивительные проекты на природе и онлайн-трансляции.
«Музыка – мощнейший инструмент, помогающий нам заново ощутить взаимосвязь с природой,– утверждает музыкант. – То, что мы делаем сейчас, – это результат всех моих путешествий: экология, сбор растений, культуры коренных народов, медицина. Песни и культура взаимосвязаны с природой, и я осознал, что их разделение – это основная причина, почему мы пришли к ситуации экологической катастрофы».
Сигнал к пробуждению
Сэм Ли нередко бодрствует по ночам, слушая птичье пение, а потом весело шутит, мол, «на том свете обязательно отосплюсь».
«Я поражён тем, как много людей имеют слабое представление о том, что происходит в окружающей среде,– признаётся музыкант. – В Британии темп истощения ресурсов активнее, нежели в Европе, а уровень вырубки лесов выше, нежели в Бразилии и Азии. Мы попросту избавляемся от нашего природного капитала и наследия, бессмысленно всё разрушая. Мы теряем себя, ведь к тому времени, когда мы решимся что-то сохранять, всё уже безвозвратно исчезнет». Для Сэма Ли его лесные концерты символизируют надежду: «Мы живём в удивительное время, и нам нужно добиться существенных перемен. Мы десятилетиями защищаем окружающую среду, но это должно стать крупнейшим социальным движением нашей эпохи».
Есть что-то действительно волнующее в единении человека со звуками природы.
Сэм Ли вспоминает, как он присутствовал на запоминающемся выступлении виртуозного виолончелиста из ЮАР Абеля Селаокое и соловьёв: «Абель заиграл, и птицы громко защебетали и зачирикали в той же тональности и в том же ритме. Зрители были в шоке. Это звучало просто нереально».