«Проще заплатить и не спорить. Путин как раз нам выдал деньги в сентябре – пускай заберёт их нафиг». Почему «Ситиматик» массово передаёт долги саратовцев коллекторам
При этом, регоператор не только ожидает от абонентов полноценной оплаты услуги, которой они иногда фактически не получают, но и активно судится с должниками и даже сообщает их личные данные коллекторам компании «РосДолг».
«Свободные новости» попытались узнать, почему коммунальщики считают возможным взыскание задолженности с физических лиц через коллекторов, если это запрещено федеральным законом и как представители власти реагируют на действия регоператора.
Федеральный закон №230запрещаетвзыскание долгов по услугам ЖКХ с физических лиц, но регоператор считает иначе – пресс-служба «Ситиматика» открытоотчитываласьоб «усилении мер по взысканию задолженности». Выразилось это «усиление» в том числе и в звонках должникам от «специализированного агентства». С начала года с саратовских неплательщиков в судебном порядке мусорщики взыскали 32 миллиона рублей.
С прошлого месяца мусороуборочная компания начисляет пени должникам – собственники, не оплатившие долг до 15 октября в следующей платёжке увидят пени за весь период задолженности. Как сообщила сама компания, штрафные санкции распространятся более чем на 100 тысяч потребителей, общая сумма пени – свыше 60 млн рублей.
Всю осень компания сообщает об успешной борьбе с должниками по коммунальной услуге за вывоз бытовых отходов. Так, только за прошедший сентябрь компания передала областным кредитным учреждениям и судебным приставам более 2,5 тысяч приказов, вынесенных районными мировыми судами, на общую сумму более 12 млн рублей.
На счета должников в банках и их карты был наложен арест, а факт принудительного списания задолженности за услугу вносился в кредитную историю неплательщика. На должников с размером долга свыше 10 тысяч рублей судебные приставы наложили запрет на пользование транспортными средствами, а свыше 30 тысяч – запрет на выезд за границу.
Жительница Саратова Елена рассказала ИА «Свободные новости», как столкнулась со звонками от коллекторов «РосДолга»:
«Мы живём в частном доме, собственники – сын и муж, я собственником не являюсь. Тем не менее, коллекторы позвонили сначала именно мне. Женщина из «РосДолга» обратилась по имени и отчеству, уточнила адрес. И сказала, что я должна 6300 рублей по договору публичной оферты. Коллектор уточнила, что если я не закрою долг, то «Ситиматик» направит в суд материалы о взыскании долга, платить придётся в разы больше из-за судебных издержек.
Я не понимала, откуда у сторонней частной фирмы оказались мои личные данные. О самой задолженности за коммунальную услугу по вывозу отходов я узнала только от коллекторов, мы никогда не получали никаких квитанций от регоператора. Мы не заключали договора с «Ситиматик» и не подписывали разрешение на обработку персональных данных.
Вместе с сыном и мужем мы приехали в офис «Ситиматик». Нас отправили в очередь к РКЦ (расчетно-кассовому центру). С ними наша семья тоже не заключала договор. Там женщина попросила принести свидетельства о собственности. Попутно сообщила, что сын не прописан в доме (это неправда), а прописано некое постороннее лицо, она не знает, кто.
На основании каких законных требований или актов Ситиматик передал мои персональные данные в частную компанию «РосДолг», женщина не смогла ответить. Ни я, ни члены моей семьи разрешение на обработку персональных данных не подписывали».
Ситуация с регоператором заинтересовала и отдельных представителей саратовской власти. Например, депутат Государственной Думы Николай Панков провёл голосование в своём телеграм-канале, в котором поднял тему соответствия требуемой стоимости услуги по уборке отходов с фактом её реализации. В беседе с корреспондентом «Свободных новостей» Панков рассказал, что знаком с результатами голосования, но пока только собирает подтверждения некачественной работы «Ситиматик» в регионе. «Да, конечно, буду обращаться в прокуратуру, потому что люди, оплачивая услугу, должны получать качественное её исполнение», – рассказал парламентарий. При этом, политик отметил, что пока ещё не составил обращения в контролирующие органы, но уже собирает необходимые для проверки материалы.
В областной прокуратуре начали проверку законности действий регоператора по отношению к должникам после запроса ИА «Свободные новости».
Из ответа силовиков, которые привлекли для проведения проверки региональный Роскомнадзор, нам стало известно, что «Ситиматик» действительно сотрудничает с частной фирмой «РосДолг» – последняя за вознаграждение выполняет поручения регоператора по взысканию задолженности с абонентов. Всего коллекторам передали информацию в отношении 12 тысяч жителей Саратова и области.
Роскомнадзор посчитал, что адреса, номера телефонов и объём долга, которые регоператор передавал для использования «РосДолгу» не являются личными данными абонентов. Областная прокуратура согласилась с мнением федерального надзорного органа и не нашла оснований для принятия процессуальных мер реагирования.
Ранее «Ситиматик» ответил на запрос ИА «Свободные новости» о своём взаимодействии с персональными данными своих клиентов. Регоператор заверил, что действует исключительно в рамках закона, сославшись на п. 32 (пп. е3) Постановления Правительства России от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – оно позволяет компаниям уведомлять потребителя о наличии задолженности посредством SMS и телефонными звонками.
Как сообщила мусорная компания, коллекторы получают перечень адресов должников по услуге, информацию о сумме их задолженности «без предоставления персональных данных, позволяющих безошибочно идентифицировать абонента […] как конкретного физического лица». Напомним, как рассказала наша читательница Елена, «РосДолг» знал имена собственников дома, проживающих в нём лиц и точную сумму задолженности абонента.
Регоператор добавил, что «РосДолг» общается с должниками исключительно в корректной форме, а тексты сообщений не оплатившим в срок коммунальную услугу не содержат угроз или психологического давления. В конце ответа на запрос нашего корреспондента «Ситиматик», пользуясь случаем, в очередной раз напомнил должникам необходимости вовремя оплачивать счета. Сумма задолженности по Саратовской области, по подсчётам регоператора, составляет более половины от общей суммы начислений.
Интересно, что регоператор косвенно признал проблему несвоевременной доставки саратовцам платёжек за свои услуги. В конце октября компания начала проверку и пообещала обследовать адреса, по которым поступили жалобы.
Мы обратились к юристу«Центра защиты прав СМИ» (организация признана Минюстом «иноагентом»)Екатерине Зубань с просьбой дать юридическую оценку ситуации:
«Ч.18 ст.155 ЖК закрепляет невозможность передачи уступки права требования по возврату просроченной задолженности. В то же время пока существует возможность заключения агентского договора, в рамках которого сторонние организации выполняют ряд поручений, связанных со взысканием задолженности. В данный момент законопроект, исключающий возможность заключения управляющими компаниями агентских договоров с коллекторами, внесен в Государственную Думу и рассматривается во втором чтении. До принятия соответствующих изменений в жилищный кодекс, такой формат взаимодействия организаций происходит в рамках правового поля.
В пояснительной записке к законопроекту также идёт речь про повышение уровня защиты персональных данных граждан, установление обязанности управляющей компании обеспечивать конфиденциальность и безопасность личных данных граждан, которые стали известны им с уступкой прав, а в противном случае — УК будут нести ответственность за их разглашение.
Передача УК по агентскому договору другой организации персональных данных должника без его согласия, по общему правилу, недопустима.
Такой агентский договор не создает прав и обязанностей для должника, не являющегося его стороной, и не связан с реализацией УК своего права на уступку задолженности, в связи с чем при отсутствии согласия должника на обработку персональных данных действия УК и сторонней организации будут являться неправомерными.
Судя по ответу, предоставленному «Ситиматиком», они не передают персональные данные, так как адрес и размер долга к таковым нельзя отнести. В сложившейся ситуации необходимо понять, в какой момент персональные данные попадают в руки звонящим. Это уже вопрос доказывания. Необходимо установить, кто осуществляет звонки, откуда у них появилась номера телефонов должников, кто их передал и на каком основании. Только после установления указанных фактов, можно говорить о возможности привлечения виновных лиц к ответственности».
В начале октября вице-губернатор Роман Бусаргин отчитался о масштабной закупке мусорных контейнеров для области – 2,5 тысячи баков на выделенные из федерального бюджета более 30 млн рублей. Чиновник отдельно отметил, что в Энгельс будет поставлена почти пятая часть этих контейнеров. Самой идеей закупки стала экоповестка – заявленной целью стало внедрение раздельного сбора мусора в регионе.
Корреспондент ИА «Свободные новости» пообщался с жителем Энгельсского района о ситуации с утилизацией отходов и о том, что «Ситиматик» делает для экологии области: Игорь Мамонов, житель посёлка Приволжский Энгельсского района
«Верите ли вы Бусаргину? Я – нет. Раздельные мусорки, правда, появились, но они есть далеко не везде. А там, где есть, чаще всего забиты доверху. Поэтому поставить их может и поставят…
Но как будут вывозить мусор, начнут ли следить за состоянием площадок и так далее – вопросы с заранее известными ответами.
Если спросить жителей Энгельса, помнят ли они момент, с которого в город пришёл беспрерывный мусорный коллапс, временами перерастающий в локальные катастрофы, то практически каждый назовёт лето 2018. Именно тогда, всего спустя месяц после того, как в городе прекратила работу ООО «Мехуборка-Саратов», ситуация с вывозом бытовых отходов из благополучной превратилась в настоящий зловонный ад. Часто мусор не вывозился неделями – это в середине лета.
Власти просили подождать, потерпеть пока новая компания и её сотрудники выучат маршруты и привыкнут к ним, просили подождать пока утрясутся все организационные вопросы.
Энгельс продолжал тонуть в свалках и кучах мусора. Власти всё это называли «мусорной реформой», говорили, что она проводится для удобства, улучшения качества, удешевления и обеспечения прозрачности предоставляемых услуг – теперь их предоставляло что-то невнятное под названием Регоператор.
В итоге получилось «как всегда». За три года ситуация совершенно не изменилась. Непрекращающиеся скандалы, ужасное качество и периодичность вывоза мусора, недостаток мусорных контейнеров, прекращение вывоза крупногабаритного мусора и веток стали повседневной реальностью.
Насколько я знаю, такой «одномоментный провал» в ситуации с утилизацией мусора произошёл не только в Энгельсе, но и по всей области. Три года проблема не решается властью, несмотря на многочисленные жалобы жителей. Особенно остро стоит вопрос с мусором в частном секторе. С недавнего времени запретили возможность сжигать отходы со своих приусадебных и дачных участков из-за новых правил противопожарного режима.
Зато с приходом «мусорных реформаторов» вдруг вырос тариф, но из зоны уборки, за которую стал отвечать регоператор, исчезла необходимость сбора мусора с площадок в местах накопления бытовых отходов. Регоператору поставили новые контейнеры, но по качеству они близки к пластиковой посуде – сейчас почти все они сломаны и менять их никто не собирается.
Не знаю, почему Энгельсская администрация согласилась на такие условия – на момент реформы у неё не было достаточных ресурсов, которые могли бы обеспечить вывоз мусора, вдруг выпавшего из зоны ответственности регоператора и отданного под ответственность муниципалитета: дробилок для древесного спила, «ломовозов» (грузовик, оборудованный для сбора и транспортировки металлических отходов – прим. авт.), людских ресурсов, и самое главное – финансов на их приобретение и содержание.
Ещё одним доводом для проведения реформы было внедрение раздельного сбора мусора. Этот вопрос не решён до сих пор, вообще регоператор считает его бесперспективным и поясняет – ведь за тремя контейнерами с различным содержимым придётся с разной периодичностью пригонять три разных машины. Эта структура практически закрыта для общения с населением и какой-либо критики.
Проведённая мусорная реформа сейчас выглядит так: почти в каждом дворе заваленные зловонные мусорки, за которыми иногда и почти не видны сломанные контейнеры, гигантские кучи веток и стаи собак, которые кормятся невовремя убирающимися отходами.
У нас, в среде общественников, есть уже смешное разделение по вопросам: девчонок, которые занимаются этой темой, называем помоичницами. А сами они говорят, что в отличие от нормальных людей их телефоны забиты фотографиями свалок, баков, площадок и куч мусора.Если честно, это беспредельно надоело.
Мне кажется диким, что для вывоза отдельных минисвалок из дворов города жителям приходится обращаться напрямую к главе района, губернатору или даже спикеру Госдумы. Сейчас народ скандалит, пишет жалобы, обращения, привлекает внимание СМИ через соцсети, но власти и надзорные органы бездействуют. Кому это интересно после выборов?».
Ситуация с уборкой мусора остаётся напряжённой и в самом областном центре. В редакцию ИА «Свободные новости» обратились жители посёлка Агафоновка в Октябрьском районе Саратова. Многие из них считают, что не должны платить за услугу, которая фактически им не оказывается:
«На весь частный сектор посёлка, в котором проживает несколько сотен человек, приходится всего две контейнерные площадки, – рассказывает местная жительница Юлия. – По закону (имеются в виду Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 – прим. авт.) расстояние до баков не должно превышать 100 метров, от моего дома до них почти 400. Тут живут, в основном, пожилые люди – и как им быть, идти выбрасывать мусор и потом подниматься обратно в гору?».
Женщина тоже получила платёжки регионального оператора несвоевременно, так что в них сразу оказались многотысячные «задолженности» по оплате коммунальной услуги по вывозу отходов: «В моём доме два собственника – я и муж, нам обоим в сентябре пришли платёжки от «Ситиматика» на сумму более 15 тысяч рублей. Цифру взяли как с потолка, платёжек от регоператора мы раньше и не видели, впрочем, как и саму уборку мусора. Не понимаю, почему мы должны платить за услугу, которой не пользуемся».
Юлия считает, что до этой осени отношения между коммунальщиками и жителями посёлка в Октябрьском районе Саратова выстраивались честно: «Раньше было понятно – «Ситиматик» к нам не ездил, с мусором мы разбирались сами, но и платить нас не требовали. А сейчас – платить нужно, но во всём посёлке работу мусорщиков вы так и не увидите».
Другая жительница Агафоновки, Ольга, сообщила корреспонденту ИА «Свободные новости», что ситуация с утилизацией мусора в посёлке была проблемной до появления регоператора:
«Давно, около 20 лет назад, к нам приезжала машина забирать отходы. На каждой улице стояла около получаса и сигналила, чтобы все успели принести и выкинуть свой мусор. Когда машина перестала заезжать в частный сектор, мы решали проблему сами – сжигали мусор в бочках, часть отходов закапывали, использовали, как удобрения. Когда законодательно запретили это делать, раз в две недели скидывались всей улицей на работу мусорщиков-частников. Стоило это всего три тысячи, они хорошо выполняли свою работу – рассказала женщина.
Ольга также не получала платёжек от «Ситиматика» до начала осени этого года, в сентябре регоператор потребовал от неё погасить задолженность – чуть более 10 тысяч рублей. «Когда регоператор начал трясти деньги с Агафоновки, я уже знала на примере из других районов Саратова, что спорить с ними, доказывать, что не пользуешься их услугами, что в их платёжках часто бывают ошибки и так далее, совершенно бесполезно. Не заплатишь после первого предупреждения – отсудят, даже без твоего присутствия на заседаниях. Если и после суда не выплатишь сумму задолженности – спишут деньги с пенсионной карты», – сообщила Ольга.
«Я инвалид и не выкидываю ничего на площадках, отданных «Ситиматику» – не могу так далеко ходить с мусором, но всё же оплатила счёт, выставленный регоператором. Проще заплатить и не спорить. Путин как раз нам выдал деньги в сентябре – пускай заберёт их нафиг обратно», – поделилась жительница посёлка.
Юлия и Ольга, вместе с другими жителями района не раз обращались к «Ситиматик» с просьбой вновь выделить машину для сбора мусора в частном секторе, но каждый раз получали отказ от регоператора. Мусорщики объясняли своё решение недостатком техники в городе.
Местный житель Дмитрий считает, что для решения вопроса с мусором в посёлке нужен комплексный подход:
«Ничего не изменится. Ну будет к нам заезжать мусороуборочная машина – выяснится, что надо проложить нормальную дорогу, а зимой её обязательно нужно чистить от снега. Если решат и эту проблему, выяснится, что уборочные машины не могут проехать под высоковольтными линиями электропередач. Я не думаю, что эта проблема когда-нибудь будет решена, это замкнутый круг».