Войти в почту

Письма в Париж: ЮНЕСКО зря поверила волгоградским чиновникам

Не соврешь – не вырубишь! По такому принципу проталкиваются решения по строительству скоростной автострады через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Например, на Экологическом совете при Волгоградской областной Думе самым авторитетным оказалось мнение эксперта, определившего состояние пойменных деревьев… по снимкам из космоса, как уже сообщала «СП».

Письма в Париж: ЮНЕСКО зря поверила волгоградским чиновникам
© Свободная пресса

Затем местные чиновники активно обвиняли экоактивистов в том, что они вообще против строительства дороги. Пока те оправдывались, мол, мы за дорогу, только – в обход заповедника, в дубраву завезли новую мощную технику – и полетели дубовые щепки.

Теперь защитникам поймы, наконец, удалось выяснить, почему все это время отмалчивались в ЮНЕСКО, где Волго-Ахтубинскому заповеднику присвоили статус биосферного резервата. Оказалось, что это просто детектив в эпистолярном жанре. Об этом «СП» рассказал экоактивист, исполнительный директор юридического агентства AVIM Антон Гетманенко:

- Возмущает отсутствие реакции Волгоградского природоохранного прокурора и Волжского межрегионального природоохранного прокурора на продолжение вырубки зеленых насаждений в заповеднике Волго-Ахтубинской поймы, несмотря на внесенные ими же предостережения. В подписанных прокурорами документах было сказано о недопустимости проведения вырубок до того момента, пока не будет решен вопрос с переносом краснокнижных объектов.

Прокурор предостережение застройщику автострады объявил, застройщик, не разработав никаких мероприятий по переносу краснокнижных объектов, продолжил рубки, и, видимо, с целью ухода от ответственности, нанял стороннего субподрядчика. С целью сокрытия своих действий, теперь они применяют новую спецтехнику – шредеры, которые на месте уничтожают древесину – и стволы, и пни, чтобы невозможно было установить реальный возраст деревьев и подсчитать размер ущерба.

До этого деревья спиливали, складывали и вывозили. А надо отметить, что спиленные деревья – это собственность субъекта РФ, они представляют материальную ценность, подлежат учету и дальнейшей реализации. Вместо пополнения бюджета, происходит их уничтожение. Мы подозреваем, что происходит причинение материального ущерба Волгоградской области.

И еще одно знаковое явление – работы по вырубке в заповеднике теперь ведут по ночам, и тогда, как уже отмечал ваш портал, даже женщины встают перед бульдозерами, под ковши экскаваторов. Здесь важный момент – никто из активистов, принимавших участие в остановке работы техники по ночной вырубке, к ответственности не привлекался. Ни строители, ни администрация области, как заказчик, полицию не вызывали.

Это показывает, что после предостережения прокурора эти работы по вырубке ведутся незаконно.

Об этом неоднократно – по всем видам связи - сообщалось в природоохранную прокуратуру. Реакции – ноль. Поэтому в минувшие выходные было проведено пикетирование с целью донести до Генеральной прокураты о фактах бездействия Волгоградского природоохранного прокурора.

«СП»: - Почему промолчали в ЮНЕСКО?

- В нашем распоряжении есть копия письма, адресованного ЮНЕСКО, где администрация Волгоградской области сообщает, что работы по строительству автострады в Волго-Ахтубинской пойме начнутся только в 2022 году, и эти работы будут проходить только вдоль старой дороги. На момент придания Волго-Ахтубюинсокму заповеднику статуса биосферного резервата в ЮНЕСКО уже все знали, что проектная документация предусматривает строительство путем расширения уже существующей дороги, и параметры природного парка формировались с учетом стометровой зоны от границ этой уже существующей дороги. Было предусмотрено, что именно в этой зоне будет происходить антропогенная нагрузка, поэтому режим природного парка от этого не страдал и не менялся.

«СП»: - И в ЮНЕСКО считали, что в Волго-Ахтубинской пойме все идет по этому согласованному плану?

- Да, и отсутствие реакции ЮНЕСКО на происходящее администрация области выдавала за согласие этой международной организации на строительство по измененной трассировке. Вот мы и нашли ответ на вопрос, который нам часто задавали журналисты: если все так страшно, то почему молчит ЮНЕСКО? А оказывается, что международную организацию просто ввели в заблуждение.

«СП»: - А копия письма не вызывает сомнений? Как она попала к защитникам поймы?

- Наши коллеги, которые находятся во Франции, имеют возможность общаться с руководством штаб-квартиры ЮНЕСКО. И они добыли для нас это письмо. И тогда стало понятно, почему раньше на наши обращения в ЮНЕСКО приходили странные ответы – там обладали именно вот этой информацией, по которой в пойме все якобы идет по ранее согласованному плану – расширяется старая дорога. У них не было другой официальной информации. Поэтому они не знали, что разрабатывается иной проект.

Их также официально не поставили в известность, что принят иной проект строительства. А когда они узнали об этом от нас, от общественности, то было поздно – проект уже был принят, началось строительство. Если бы в ЮНЕСКО своевременно узнали об изменении планов строительства автострады, то обратилось бы в правительство РФ с просьбой не принимать этот проект. Но из-за того, что руководители ЮНЕСКО были введены в заблуждение вот этой бумагой, они упустили момент.

- Сообщество старовозрастных дубов в Волго-Ахтубинской пойме, подлежащих вырубке, является одним из последних форпостов, по сути дела, реликтовых урочищ пойменных дубрав естественного происхождения в долине Волги, - считает вице-президент Русского географического общества, специалист в области ландшафтной экологии и заповедного дела, академик РАН Александр Чибилёв:

- Оно уже понесло невозвратные потери в связи с изменениями гидрологического режима Волги и изменениями климата, а после массовой вырубки подобные дубравы будут утрачены навсегда, их мощь и облик невозможно восстановить искусственным путем.

Еще в мае 2021 года Степная экспедиция РГО обследовала место строительства новой скоростной дороги в Волго-Ахтубинской пойме и зафиксировала наличие в полосе отвода магистрали сотни вековых дубов. Всего же в зоне вырубки, по данным местных краеведов, около семи тысяч таких деревьев. При этом Положение о региональном природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», которое еще действовало на тот момент, запрещало вырубку дубов на всей особо охраняемой природной территории, имеющей статус объекта международной сети биосферных заповедников ЮНЕСКО. И на информационных щитах его территория обозначена именно как биосферный заповедник. Там последние дубы, выросшие естественным, уникальным образом.

«СП»: - В чем их уникальность? Высадка новых дубовых саженцев может исправить ситуацию?

- Природу повторить невозможно. Будет жалкая копия. Нам обещают высадить новые дубы, взамен вырубленных. Но таких дубов, которые уже есть там, мы уже не вырастим, мы это не умеем. И тем более в условиях изменяющегося климата, в условиях измененного гидрологического режима в пойме Волги — это невозможно повторить. Об этом в начале октября на природозащитной конференции в Волгограде я сообщил в докладе «Уникальная ценность природного комплекса Волго-Ахтубинская пойма».

Но местная Дума проголосовала, и там начали рубить дубы. А ведь бассейн Волги уже является одной из самых пострадавших от хозяйственной деятельности человека экосистем России. Особенно печальна судьба местностей как раз пойменного типа с их уникальными дубравами, тополевниками, высокопродуктивными заливными лугами и пойменными озерами.

Выше, севернее от Волгограда таких дубов уже нет – за последние 50-60 лет их затопили, сожгли, вырубили. Ниже, южнее Волгограда – это последний островок. А еще ниже, ближе к Астрахани – они просто не вырастут, там полупустыни и пустыни.

А всем этим обещаниям высадить и вырастить новые – мы не верим. Потому что все это будут жалкие копии потерянного безвозвратно – столетних дубов, которые выросли в естественных условиях поймы Волги.

Да, другие дубы есть – и горные, и низкорослые. Но мы теряем целый тип пойменных дубрав великой Волги. Раньше эти пойменные дубы были и в Саратовской, и в Самарской, и в Нижегородской областях, но мы их уже потеряли. А про последние дубравы под Волгоградом чего только не говорят – их, якобы там нет, только поросль, жалкие остатки после бомбежек и пожаров во время войны. Но я же их лично видел. И очень понимаю местных жителей, пытающихся этому противостоять, защитить дубы, сохранить наше общее достояние, которое буквально тает на глазах.

Поэтому, если есть возможность, а она – я уверен – есть, надо менять маршрут трассы. Даже если это будет дорого стоить – все равно это будет оправдано.