Тёмный город
Подобное обращение от жителя Порт-Артура недавно пришло на редакционную почту. Валерий Михайлович проживает в частном доме на улице 18-й Электровозной. По его словам, с 2015 года он ждёт, когда в его районе сделают освещение участка городской улицы.
«Слушаешь новости и только диву даёшься, как хорошо работают городские власти! А я вот с 2015 года не могу добиться, чтобы они осветили 500-600 метров улицы Воровского от улицы 7-я Электровозная до улицы 2-я Электровозная. Мэрия тратит деньги на освещение трасс - Барабинской, Красноярского тракта, но ведь там нет пешеходных дорожек, там только машины носятся, у которых хоть фары есть. А нам что делать, кто в потёмках по частному сектору передвигается, на горб аккумулятор да на лоб большой фонарь покупать? Почему никто о нас не думает?» - пишет возмущённый омич.
В подтверждение своих слов Валерий Михайлович прислал ответ из администрации города, датированный июнем 2015 года. Тогдашнее руководство департамента городского хозяйства поясняло, что на обустройство линии наружного освещения в микрорайоне проживания нашего читателя нет средств в бюджете города. И далее уже традиционный ответ на подобные обращения омичей - как только деньги будут, поставим и фонари.
«Честно бы сразу и писали, что никогда у них руки до наших околотков не дойдут! - возмущается наша читательница Мария, проживающая в микрорайоне Звёздный. - В нашем районе, например, остро стоит вопрос с освещением межквартальной дороги, которая проходит мимо домов № 2а и 2. По этой дороге утром идёт большой поток машин - родители везут детей в школу № 144, по ней срезают путь местные автолюбители, чтобы не стоять в пробке на улице Дианова. Её же переходят и все наши школьники, когда идут в школу или возвращаются из неё. Дорога не освещена и в тёмное время суток представляет опасный участок для детей. Писали в департамент транспорта, просили обустроить здесь для школьников переход - хотя бы просто дорожный знак поставить. Нам ответили, что нельзя ни в коем случае, так как фонарей на этой улице нет. А в департаменте городского хозяйства нам ожидаемо ответили: на обустройство линий наружного освещения нет денег. Какой-то замкнутый круг! Обидно, почему деньги находятся на многие другие улицы, а на нашу дорогу, чтобы сделать её безопасной и для пешеходов, и для водителей, нет? Причём, как рассказали старожилы района, освещения на этой улице никогда и не было с момента строительства первых домов, то есть с конца 70-х годов прошлого столетия».
Действительно, проблема освещения улиц, улочек, проулков, проездов очень актуальна и очень болезненна для горожан: сколько таких участков по городу, пройти через которые поздним вечером или ранним утром можно только при помощи фонаря. Проблема становится более чем актуальной в межсезонье, когда светает поздно, а темнеть начинает рано. И особенно страдает от этого неудобства частный сектор города, на большинстве улиц которого отродясь не было фонарей. Попробуйте-ка пройти от остановки в глубь района по тёмным улицам, по грязи, так как тротуары в частном секторе есть далеко не везде, - удовольствие малоприятное. А между тем люди живут в таком положении уже не один год.
Понятно, что городские власти отвечают на обращения осветить улицы подобным образом не от хорошей жизни. Для того чтобы на улице поставить хотя бы один-единственный фонарь, нужно подготовить проектную документацию. И только после её одобрения произвести сами работы. И дело это действительно затратное. Но, к сожалению, сегодня средства, которые выделяются по городской программе на освещение улиц, идут не на такие вот нужды горожан, а на исполнение судебных решений. В суд в разные годы подавали различные надзорные органы, например, та же прокуратура и госавтоинспекция. Таких неисполненных судебных исков у администрации города немало, часть из них уже со стажем. Например, освещение того же Красноярского тракта делается в рамках исполнения такого вот судебного решения. Оно было вынесено ещё в 2015 году. Тогда Центральный районный суд обязал городскую администрацию осветить участок тракта от улицы Королёва до административной границы города - это как раз те самые километры, на которых только в этом году появятся фонари. Когда руки чиновников дойдут до иных объектов, учитывая ограниченные финансовые возможности бюджета, вопрос открытый.
С другой стороны, средства городской программы тратятся на включение фонарей в новых микрорайонах города. «Ваш ОРЕОЛ» уже писал о том, что в прошлые годы в новых микрорайонах застройщики не ставили на баланс линии наружного освещения. В итоге фонари в микрорайоне есть, но не работают. В некоторых случаях в суд обращались жители данных микрорайонов, чтобы обязать муниципалитет сделать освещение. Городским властям приходится заново делать проектную документацию, ставить фонари на баланс и подключать их к сети.
«К сожалению, сегодня заставить мэрию поставить и включить фонари на определённом участке города можно только через суд. Всё, что сейчас делается по освещению, - это судебные решения. А так проблема с освещением города, конечно, очень острая и требует больших финансовых вложений. Сегодня уровень освещённости городских улиц - только 50 процентов от необходимого. Особенно внимательно нужно подходить и к освещению пешеходных переходов - они не просто должны быть освещены, но на тех участках должны стоять более мощные лампы, чтобы пешеходов было хорошо видно», - высказал своё мнение депутат горсовета Алексей Ложкин.
Так что, как ни крути, осветить все тёмные улицы Омска городская администрация сразу просто не в состоянии - средств на все нужды не хватает. И Омск остаётся освещённым пока только в строчках неофициального гимна города. Существующая реальность немного другая - с тёмными улицами и без фонарей.
Важный ресурс
Представляем обзор обращений наших читателей за неделю.
На прошлой неделе в Омске стартовал отопительный сезон. Одним домам повезло больше - отопление дали день в день, другим меньше - где-то возникли аварийные ситуации, и омичи продолжают мёрзнуть в своих квартирах. Так что неудивительно, что на прошлой неделе коммунальный вопрос волновал наших читателей больше всего.
Например, омич Валентин Фёдорович пожаловался на то, что в их доме на улице Герцена идёт еле тёплая вода. «У нас горячей воды нет с конца августа, наконец на днях её дали, но теплоты в ней нет. Объясняют, что где-то на сетях устраняют аварию и нам нужно потерпеть. Но сколько можно терпеть? На улице всё-таки не лето!» - говорит мужчина.
Не одно обращение на горячую линию поступило по поводу работы общественного транспорта. В частности, наша читательница Надежда Ивановна, проживающая в Ракитинке Пушкинского поселения, снова пожаловалась на то, что к ним плохо ходит транспорт.
«К нам транспорт заходит только рано утром и вечером. В остальное время мы вынуждены ходить до трассы и ловить там попутку, либо же идти до Больших Полей. Это крайне неудобно, например, утром выедешь с Ракитинки в ту же больницу и сиди потом в городе до самого вечера», - рассказывает омичка.
Напомним, «Ваш ОРЕОЛ» уже обращался к этой теме, делал запрос в областное министерство транспорта. В ведомстве нам поясняли, что решить транспортную проблему возможно было бы за счёт отдельного маршрута, но никто из перевозчиков не желает обслуживать данное направление. Поэтому местным жителям стоит пользоваться услугами заезжающих в Ракитинку автобусов.