Судовладельцев заставят очистить дно от затопленных кораблей
По данным Минтранса, только в акватории Дальневосточного федерального округа находится более шестисот затонувших кораблей, которые ухудшают экологию и мешают судоходству. В кабмине считают, что поднять их со дна обязаны собственники. Если же хозяина не нашли, то суда вытащит администрация морского порта или региональная власть. Для тех владельцев, которые намеренно топят пришедшие в негодность корабли, предлагают установить штраф до 20 миллионов рублей. Такие законопроекты Правительство внесло в Госдуму 23 июля.
Генеральная уборка акватории
На совещании с дальневосточными регионами 2 июля вице-премьер Виктория Абрамченко напомнила, что после прошлогодней поездки председателя Правительства Михаила Мишустина начали расчищать кладбища кораблей. «Проблема копилась десятилетиями. Почему-то было принято считать затопление корабля нормальным видом утилизации, но это недопустимо», — сказала Абрамченко. По её словам, в России уже приступили к «генеральной уборке акваторий» и ликвидации накопленного экологического вреда на суше. На это из бюджета выделили 20 миллиардов рублей.
В Магаданской области к октябрю 2021 года уничтожат четыре затонувших корабля. В Авачинской бухте на Камчатке также проводят демонтаж и ликвидируют бесхозные суда. Виктория Абрамченко поручила Минтрансу составить перечень брошенных объектов, у которых нет собственника, и для ликвидации которых нужны бюджетные средства. Но у многих затопленных кораблей есть хозяева. Например, в Приморском крае владельцы имеются у 26 лежащих на дне судов.
Кто поднимет флот со дна
Сейчас в законодательстве нет прямого запрета оставлять корабль там, где он потерпел крушение или сел на мель. В итоге только в акватории Дальневосточного федерального округа лежат на дне более шестисот брошенных судов, у 149 из них есть хозяева.
В кабмине предлагают обязать собственников поднять их со дна и ликвидировать. Такой законопроект (№ 1219892-7) внесли в Госдуму 23 июля. Если же флот бесхозный, то его поднимет администрация морского порта или региональные власти. При этом указано, что такая обязанность у них возникнет, когда затонувшее имущество загрязняет морскую среду, создаёт угрозу мореплаванию, затрудняет работу навигационного оборудования, препятствует рыболовству и строительству гидротехнических сооружений, «снижает туристическую ценность морского побережья».
Согласно проекту, перед тем как поднимать судно, владелец пришлёт извещение о своём намерении капитану морского порта. А тот даст указания об условиях и сроках подъёма. Если хозяин не торопится слать заявку, то капитан порта сам отправит ему требование об утилизации. Игнорируя это обращение, владелец утратит права на корабль.
Законопроект предлагает установить в Кодексе торгового мореплавания, что регионам из федерального бюджета могут возместить разницу между доходами от утилизации и затратами на подъём корабля. Ведь, например, на подъём теплохода «Булгария» с глубины 20 метров потратили около 500 миллионов рублей, а доход от его утилизации оценили в 3 миллиона.
Под угрозой штрафа
В Кодекс внутреннего водного транспорта хотят вписать запрет на умышленное затопление судов. Так раньше делали многие владельцы, чтобы не платить за утилизацию. Вторым законопроектом (№ 1219896-7) предлагают ввести штраф за умышленное затопление и несоблюдение требований о ликвидации корабля.
Если собственник не сообщил капитану морского порта о затонувшем судне или нарушил сроки подачи уведомления о его утилизации, штраф составит для граждан 100-300 тысяч рублей, для юрлиц — 300-500 тысяч. За нарушение сроков подъёма корабля хотят установить санкции для граждан от 300 тысяч до 1 миллиона рублей и для юрлиц — от 3 до 5 миллионов. За преднамеренное затопление корабля граждане заплатят 3-5 миллионов рублей, а организациям придется выложить от 15 до 20 миллионов.
Сейчас КоАП вообще не предусматривает наказаний за такие нарушения. Безусловно, нужно устранять этот правовой пробел, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. «Затопленные корабли наносят огромный ущерб экологии. Загрязнять акваторию морей и океанов недопустимо», — пояснил депутат.
В Совете Федерации также поддержали инициативу. «Нет сомнений, что следует вводить ответственность, чтобы стимулировать нерадивых судовладельцев обращаться со своим вышедшим из строя флотом надлежащим образом, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин. — Утилизация судна довольно затратна, поэтому для многих собственников проще утопить корабль». Сенатор отметил, что ущерб экологии гораздо больше, чем расходы на утилизацию. При этом затопленные корабли могут мешать судоходству или травмировать ныряльщиков и даже просто купающихся людей.