Семь мест, куда сдавать батарейки и аккумуляторы: Статьи экологии ➕1, 15.07.2021

Зачем сдавать батарейки и аккумуляторы на переработку?

Семь мест, куда сдавать батарейки и аккумуляторы: Статьи экологии ➕1, 15.07.2021
© +1

Батарейки безопасны в быту, если не нарушена их оболочка. Но выбрасывать любые аккумуляторы вместе с обычным мусором запрещено, о чем напоминает значок перечеркнутого бака. И тем более их нельзя сжигать. При горении токсичные вещества становятся еще более опасными.

Утилизация одной пальчиковой батарейки сохраняет одну тонну чистой воды.

Железный корпус батарейки разрушается на свалке под воздействием влаги. В атмосферу, почву и воду попадают токсичные для живых организмов никель, кадмий, цинк, литий, свинец и ртуть. Они нарушают работу нервной и дыхательной систем, поражают внутренние органы.

Одна выброшенная батарейка загрязняет до 20 кв. м земли и, как считается, может убить одного ежа.

Организациям сдавать батарейки на утилизацию необходимо не только из экологических соображений, но и чтобы избежать штрафов. Опасные отходы принимают специализированные компании, которые оформляют акты приемки. В случае проверки эти документы докажут, что организация не нарушает закон и обращается с отходами безопасно.

Куда сдать на утилизацию?

До сдачи использованные элементы питания нужно хранить в закрытом контейнере или пластиковой бутылке, и по мере накопления (не более 1–2 кг) сдавать на переработку.

Сдать можно не только пальчиковые, мизинчиковые батарейки и ”таблетки”. Аккумуляторы от электроники и UPS (ИБП - источники бесперебойного питания) тоже принимают, но не везде, потому что они занимают больше места.

Автомобильные аккумуляторы принимают отдельно — в автосервисах и магазинах по продаже новых аккумуляторов (важно убедиться в надежности сервиса). 

Выберите удобный пункт приема из списка ниже. Перед посещением уточните условия и режим работы. Иногда прием осуществляется не во всех магазинах одной сети:

1

Продуктовая сеть «ВкусВилл» (не более десяти штук за раз).

2

Сети магазинов электроники «М.Видео», «Эльдорадо».

3

Гипермаркеты «Икеа», «Лента», «Оби», «Метро Cash&Carry» и другие сети.

4

Экомобиль Synergetic в Москве и экомобиль в Санкт-Петербурге.

5

Магазины спортивных товаров «Альпиндустрия» и «Декатлон».

6

Ежемесячные мероприятия по сбору вторсырья «Раздельный сбор» и разовые акции «Неделя сбора батареек» в регионах (уточняйте детали у организаторов, отработанные элементы питания и электронику принимают не на всех акциях).

7

Поищите пункт или акцию на карте пунктов приема вторсырья recyclemap, карте городских сервисов полезныйгород.рф, карте экологических инициатив движения «Раздельный сбор» или единой карте «Мегаполисресурс».

Можно не только собирать батарейки у себя дома, но добавить пункт приема на карту, организовав сбор в своем бизнес-центре, кафе, магазине или библиотеке. Для этого существует сервис «Бокси» (дочернее предприятие переработчика ГК «Мегаполисресурс»). «Бокси» помогает организовать процесс, разобраться с юридической стороной сбора, установить правильные контейнеры и отправить собранные отходы переработчику.

Проект «Переработай батарейки с Duracell» также помогает организовать пункт сбора. Вы бесплатно получаете контейнер. Правда, вывоз отходов придется оплатить. 

Вторичное использование аккумуляторов

Из самых распространенных щелочных батареек «до 94,4% вторичных ресурсов возвращается в промышленный оборот, что сравнимо с лучшими мировыми практиками», — сообщает переработчик.

В результате переработки получают черный лом (измельченная железная оболочка), графит и цветные металлы, по качеству аналогичные рудным. Все материалы годны для вторичного использования в промышленности:

Черный лом применяют в электротехнике, теплоэнергетике, автомобилестроении, промышленном строительстве, металлургии, приборостроении. Его использование экономит 16% энергии и снижает углеродный след на 58% по сравнению с добычей и производством железной руды.

Графит применяют для производства антифрикционных материалов (например, велосипедной смазки).

Медный порошок из батареек содержит не менее 99,7% меди. Применяется в автомобильной, электротехнической, приборостроительной и химической отраслях.

Диоксид марганца (не менее 46,1% марганца) получают при помощи гидрометаллургии. Он используется в промышленности в качестве пигмента для окраски бетона, кирпича и тротуарной плитки, а также в качестве окислителя в химической промышленности и гидрометаллургии.

Цинковый порошок применяется при изготовлении источников тока, в металлургии, фармацевтике и химической промышленности, а также в пиротехнике.

Большие свинцово-кислотные аккумуляторы от автомобилей, мотоциклов, катеров и аварийных источников электроэнергии перерабатывают отдельно. Из них извлекают электролит, выделяют свинец и пластиковые элементы.

Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому выпускающие из заводы, как правило, имеют линии для переработки. До 80% вторичных материалов содержится в новых элементах питания.

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Еще несколько лет назад в России батарейки не перерабатывали. Их экспортировали в Европу. Затем появился первый переработчик — завод ГК «Мегаполисресурс» в Челябинске. Туда свозят большинство собранных у населения разряженных элементов.

Переработка батареек состоит из пяти этапов:

1

Сначала отходы вручную сортируют по семи химическим типам.

2

Далее их дробят и магнитным сепаратором отделяют железную оболочку.

3

«Начинку» промывают от электролита. Вода возвращается обратно в цикл, а электролит используют для нейтрализации кислот.

4

С помощью электролиза извлекаются цветные металлы или их соли.

5

Отфильтровывают графит (снова с возвратом воды в цикл).

Кроме ГК «Мегаполисресурс», утилизируют батарейки еще три компании: ООО «НЭК» в Ярославле, ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» в Санкт-Петербурге и СЗФО и ООО «Сибирская Ртутная Компания» в Новосибирске.

Переработка батареек стала доступна и эффективна. Но помните, что батарейка — вредный для окружающей среды продукт. Чем меньше мы их используем, тем лучше.

Иногда без одноразовых батареек не обойтись (например для портативных фонариков в турпоходе), но снизить их расход позволяют пальчиковые и мизинчиковые аккумуляторы, которые можно многократно перезаряжать с помощью зарядного устройства. Они стоят дороже обычных батареек, но со временем окупаются, более экологичны и обладают большей емкостью, а значит, их надо реже менять в устройстве.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Маркова

Иллюстрации

Анастасия Лобова

]]>