Войти в почту

На окраине Екатеринбурга зреет новый экологический протест

Строительство транспортно-логистического центра на окраине Екатеринбурга, на Калиновских торфополях, подняло волну возмущения жителей окрестных микрорайонов. Дело дошло до президента.

«В Екатеринбурге в очередной раз нарушены права человека. Люди строили дома в надежде на счастливую жизнь. Тратили силы и все свои сбережения. Они выбирали место для строительства домов, доверяя администрации, которая обещала жилой район «Северный Шарташ». Для дома очень важна среда обитания. И конечно люди думали о среде обитания в первую очередь. И их кинули. Очень жестко. И кинула их Администрация города Екатеринбурга», — возмущается Анна Балтина, руководитель сообщества «Парки и скверы».

В свою очередь, в администрации Екатеринбурга не видят ничего криминального в замене проектов. Вместо жилого микрорайона на калиновских полях вырастет промзона. В пресс-службе мэрии сообщили, что строительство ТЛЦ «Уральский» включено в федеральный проект «Транспортно-логистические центры» и входит в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р.

Все началось 29 марта, когда на Калиновские поля приехали лесорубы, чтобы вырубить островки деревьев. Жители сразу встали на защиту, но все последующие прокурорские проверки оказались в пользу застройщика. Несмотря на то, что разрешение на строительство до сих пор не получено, предприниматели воспользовались дыркой в законе и заявили, что производят лишь подготовительные работы. Этими работами оказались вырубка деревьев, засыпка грунтом болота и водоема.

Горожане создали петицию, в которой требуют немедленно остановить все строительные работы и провести общественное обсуждение по резонансному проекту.

«Началось строительство транспортно-логистического центра «Уральский» площадью 614 га. За красивой вывеской «Логопарк» скрывается обычная промзона: бетонные заборы, склады, стоящие в очереди фуры. Любой желающий сможет взять в аренду там часть земли и построить, например, завод по переработке отходов», — сообщается в петиции.

Жители Калиновского и Берёзовского уверены, что новая промзона предполагает две хорды от ЕКАД, по которым грузовой транспорт устремится в черту города. Но основная транспортная артерия – Берёзовский тракт – останется такой же узкой, как сейчас, а трафик значительно возрастет. Транспортная инфраструктура не готова к такой нагрузке. Горожане ожидают кратного увеличения пробок прямо начиная с улицы Мурзинской.

К тому же любая промзона – это источник загрязнения грунтовых вод, которые попадут в скважины. Это повышение уровня шума, пыль, загазованность. Неизбежное загрязнение почвы не только самой промзоны, но и прилегающих территорий.

8 июля руководитель сообщества «Парки и скверы» Анна Балтина увезла в Москву, в приемную Президента Российской Федерации, обращение и 1095 подписей жителей Калиновского и Шарташа. Анна рассказала, почему ее трогает ситуация вокруг будущего строительства ТЛЦ «Уральский» :

«Озеро Шарташ продолжают убивать. И озеру на это, собственно, наплевать. Природа все равно возьмет свое. Озеру много миллионов лет, видало оно этих людишек в белых тапках. Плохо будет самим людям. В том числе это отразится и на небедных людях, которые живут по берегам Шарташа. Я не понимаю, почему соседство с индустриальным парком никак не волнует жителей улицы Рыбаков. Вторая Сортировка не может не оказать влияния на воды Шарташа. А если еще прибавить перевод земель из рекреации, то надеяться на то, что около Шарташа появится оздоровительный кластер – сильно неправильно. Рекреационные качества территории точно не улучшатся от последних действий. Не бывает чудес. Защитная зона памятника природы федерального значения озера Шарташ сама не появится».

По словам Балтиной, в Екатеринбурге снова бардак с градостроительными документами. Сначала проект планировки и межевания приняли без экологической экспертизы. Потом начали рекультивацию и «подготовку к строительству». Под рекультивацией и подготовкой к строительству, на которые нет разрешения, собственник участка подразумевает и реализует рубку деревьев, снятие почвы, засыпку водоема, рытье котлована и т.д.

«Я не говорю уже о водоохранных зонах, обозначенных в действующем генплане, и об ареале краснокнижных видов растений и животных», — возмущается Балтина.

С ней не согласен бизнесмен Вячеслав Брозовский, депутат Законодательного Собрания Свердловской области, бывший мэр Берёзовского.

«Нам для развития экономики города нужно развитие этого логистического узла. Он строится на частных землях, бывших сельскохозяйственных. Да, за эти годы они заросли. Но из оборота их никто не вывел. Для развития предприятий Берёзовского и создания новых рабочих мест он очень нужен. Мы производим продукцию, необходимую по всей стране и за рубежом. И чтобы предприятия развивались, нам нужны мощности по отправке их железнодорожным транспортом. Станция Заводская не может провести весь необходимый объем. В итоге много грузов уходит автотранспортом, загружая автодороги. Перед тем, как «топить» за какую-то тему, разберитесь…».

На прошедшем Иннопроме чиновники, несмотря на протесты жителей, подписали соглашение о строительстве ТЛЦ. Подписи на документе поставили руководитель ведомственного проекта «Формирование сети транспортно-логистических центров», заместитель министра транспорта Василий Десятков, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников, а также председатель Совета директоров ООО «Екатеринбургский транспортный терминал» Александр Кахидзе.

Но горожане сдаваться не собираются. Экоактивист Антон Каптелов призывает жителей Екатеринбурга и Берёзовского проснуться.

«Людям кажется, что это где-то далеко. На самом же деле, огромные, в 600 га поля, которые с нарушением законов уничтожаются сейчас за Шарташом, многие десятилетия служили «подушкой безопасности» для северо-востока Екатеринбурга, защитой от оживленных загородных трасс и железных дорог. С появлением на их месте складов, промышленных баз, дополнительных автодорог и железнодорожных веток, с этой территории понесутся не щебетание птиц и свежий ветерок с запахом травы, а лязг грузовых составов, автомобильные выхлопы и черт знает, что еще. Екатеринбург, не спи! Однажды проснешься среди бетонных полей, сладов, забитых китайским ширпотребом, и без единого зеленого листика!».

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: группа ВК «Живи, Шарташ!»