Войти в почту

Чистая стратегия: как Москва стала мировым эко-мегаполисом

Глобальное потепление и перестройка климатических моделей играют ключевую роль в жизни современных мегаполисов, выступая драйвером их развития. Города вынуждены интегрировать климатические условия в собственные долгосрочные стратегии. Планета не отдает свои владения просто так: даже такие огромные города вынуждены бороться не только с жарой или аномальными холодами, но и с ураганами, снегопадами, сильными ливнями и песчаными бурями. На Московском урбанистическом форуме, крупнейшем международном конгрессе, призванном найти ответы на подобные вызовы развития мегаполисов, 1 июля прошла дискуссия о климатических стратегиях городов-суперзвезд. Эксперты называли успешные примеры адаптации городов к изменению климата и рассуждали об инструментах противостояния экстремальным погодным условиям. О том, насколько вопросы климата важны для Москвы, и как необходимость адаптации к климатическим изменениям учитывается в разработке стратегий развития города, в своем выступлении рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

Изменения в климате так или иначе затронули почти все сферы нашей жизни. Только за 2019 год в мире случилось семь природных катастроф. В США бушевали пожары и ураганы, в Индии и Китае — сильные наводнения. Многие москвичи хорошо помнят, как летом 2010 года на город спустилась аномальная жара, побившая 22 температурных рекорда, да и в этом году конец июня тоже заставил горожан «попотеть» буквально. Сегодня климатические риски по масштабу последствий уступают только угрозе эпидемии COVID-19.По данным аналитиков, через четыре года расходы в графе «климатические риски» могут подняться до триллиона долларов.

Стратегия Москвы — адаптивная, и она строится с учетом всех климатических рисков.

«Климатические риски влекут за собой действия. Мы действуем в двух направлениях — это адаптация городского хозяйства и, естественно, решение глобальной планетарной проблемы — снижение выбросов парниковых газов, — отметил Антон Кульбачевский. — По адаптации мы начали работу примерно 5−6 лет назад, для всех отраслей экономики городского хозяйства мы посчитали, какие отрасли наиболее уязвимы, посчитали все эти уязвимости, соизмерили стоимость адаптационных мер, а также те деньги, которые мы направим на реабилитацию, устранение последствий тех или иных явлений. В основном, это отрасли транспорта, энергетики, дорожного хозяйства, строительства, зеленых насаждений и здоровья населения. Вот в этих сферах мы четко определили, все приоритеты и активно двигаемся».

К примеру, так как для энергетики города основные риски связаны с уязвимостью систем транспортировки электроэнергии и тепла, приоритетными мерами стали реконструкция электросетей и повышение энергоэффективности.

В водоотведении для борьбы с подтоплениями тоже необходима реконструкция сетей. А транспортная отрасль больше всего рискует повреждениями дорожного полотна и автоавариями. Поэтому адаптация города здесь проходит через улучшение зимней уборки улиц и создание качественных современных дорог.

«В Москве снег убирается в режиме реального времени, и практически уже не влияет на городскую жизнь», — констатировал глава экологического департамента.

Городское озеленение тоже несет климатические риски — ураганные ветры вредят столичной флоре, а мокрый тяжелый снег своим весом может погубить немало деревьев.

Как подчеркнул Антон Кульбачевский, главный риск и соответственно приоритет адаптации мегаполисов — это здоровье их жителей. Все адаптационные меры должны быть быстрыми и эффективными, будь то борьба с последствиями сильного ветра, аномальной жары или мощного ливня. Эти меры успешно проводят сегодня в составе госпрограмм, они профинансированы и приносят плоды. К примеру, если в 2010 году ледяной дождь сильно навредил горожанам, то в 2016 году последствий шести ледяных дождей почти никто не заметил.

В 2021 году в городе разработают комплексный план по адаптации к климатическим изменениям.

Из-за влияния климата приходится менять и приоритеты городской экономики. Москва сегодня — единственный российский город, входящий в международные сообщества С40 и U20. Российская столица разделяет общие цели и стратегии развития с другими мегаполисами, но при этом идет собственным путем.

«Работу мы проводим колоссальную — мы увеличили в 2,5 раза территорию города, увеличили объемы недвижимости, при этом ежегодно сокращаем выбросы парниковых газов. Мы их снизили уже на 25% от уровня 1990 года, т у нас есть заделы, чтобы дальше двигаться в этом направлении», — поделился статистикой Кульбачевский.

Параметр выбросов парниковых газов — один из ключевых показателей устойчивости развития мегаполиса. Москва занимает первое среди субъектов РФ по снижению выбросов парниковых газов и первое место в Европе по количеству электробусов. Сейчас их 680, а до конца этого года их число перевалит за тысячу. С 2030 года город вообще отменит общественный транспорт на дизельном топливе и полностью перейдет на электротранспорт. Выбросы вредных веществ от автотранспорта за счет повышения связности улично-дорожной сети упали на 21%. С 2012 г. выбросы от объектов теплоэнергетики снизились почти на 40%.

Концентрацию основных загрязняющих веществ в атмосфере удалось уменьшить в 1,3−2,7 раза. И в городе кардинально поменялась ситуация с неприятными запахами — поступление дурнопахнущих веществ в атмосферу снизилось на 90%. А выбросы в воздух от предприятий — на 20%.

«Мы высоко оценены, в 2020 году мы были включены в лист категории А большого рейтинга городов компании CDP (о экологической отчетности выбросов парниковых газов — прим. ред.). Это говорит о том, что наши усилия были замечены на международном уровне», — добавил Антон Кульбачевский.

Также город создал первый государственный «зеленый» финансовый инструмент в стране: «зеленые» облигации Москвы — долговые ценные бумаги, средства от выпуска которых направляются на «зеленые», или экологические проекты.

Снижению воздействия на климат сильно помогают естественные экосистемы. У Москвы этоособо охраняемые территории с лесами, лугами и даже болотами. Почти половина площади города — это озелененные территории, на которых столица ведет строгий учет насаждений с регулярной инвентаризацией, а 34% городских территорий состоят из сохраняемой естественной природы. Благодаря всему этому Москву можно уверенно назвать самым зеленым мегаполисом мира.

«У нас исторически 34% Москвы — это природные биотопы, особо-охраняемые природные территории, которыми мы гордимся, — рассказал глава столичного экологического департамента. — Это единственный мегаполис мира, в котором у них есть такой заповедный статус — мы сохраняем естественные биотопы. В прошлом году мы создали еще две тысячи гектар таких территорий».

Сегодня в стране активно разрабатывают национальное законодательство регулирования парниковых газов, вводятся в обращение углеродные единицы. Москва еще с 2011 года ведет кадастр выбросов парниковых газов, разбитый по секторам и потребителям, и давно готова к учету выбросов. Причем, учет в перспективе введут и на уровне бизнеса, заставив крупные компании переориентироваться. В итоге постепенно и бюджетные средства и деньги инвесторов будут чаще направляться на «зеленые» проекты.