Из-за трассы Москва-Казань под угрозой уничтожения оказались серые журавли
У нашей страны много символов. Но один из них отчего-то вызывает в сердце трепет, как при первой любви. Речь идет о журавле — символе родины. Седая птица считается священной для многих народов — духовным посредником между миром живых и мертвых. Помните строчки из «Журавлей» Марка Бернеса: «и в том строю есть промежуток малый — быть может, это место для меня». Испокон веков люди строго соблюдали важное правило: зная места обитания журавлей, они старались не нарушать их покой. Разрешалось только смотреть на них издалека. Птицы чуют за километр присутствие человека — вот такие нежные и чувствительные создания. А сколько русских примет «на удачу» — увидеть в небе летящего журавля.
Но то ли наш земной шарик скукожился, то ли людям на нем стало тесно, только решили в одной организации проложить скоростную автотрассу М-12 Москва—Казань прямо через место стоянки крупнейшего скопления серых журавлей на границе Нижегородской области и Чувашии. Этот участок дороги — часть международного мегапроекта «Европа — Западный Китай» («Новый шелковый путь»). Специалисты считают, что варианты были и есть и дело только в невежестве и моральной убогости и нежелании оценить масштабы ущерба от последствий разрушительных действий.
МК разбирался в подробностях этой дикой истории.
Журавлей — подвинуть!
Лента событий нашего повествования берет свое начало с прошлого года, когда представители дорожной организации (АО «Союздорпроект») получили предварительное согласование на прокладку участка платной трассы М-12 Москва—Казань в минэкологии Нижегородской области с оговоркой «если не будут нарушаться требования природоохранного законодательства».
В первую очередь ситуация всколыхнула ученых природоохранного сообщества.
— Мы абсолютно не ожидали, что нижегородское минэкологии, не консультируясь со специалистами, поступит так опрометчиво! Детали проекта привели нас в шок. Скоростная дорога по документам проложена так, что рассекает участок территории, где птицы собираются перед дальним перелетом — Барятинское скопление серых журавлей (занесено в Красную книгу). Это место зарезервировано под особо охраняемую природную территорию (ООПТ). Оно — крупнейшее в европейской России. Сюда слетаются не менее 2000 особей. Этот район имеет статус ключевой орнитологической территории России международного значения. Он включен во всевозможные каталоги, — говорит региональный координатор рабочей группы по журавлям Евразии, почетный работник охраны природы РФ Надежда Киселева. — Птицы здесь собираются ежегодно, чтобы накопить сил на дальний перелет. Днем они кормятся на высоком берегу реки Сура в Нижегородской области на Пильнинских агроландшафтах, а на ночевку перелетают на низкий берег Суры в Алгашинские болота. Это уже территория Чувашии. И вот именно по этим местам согласно плану строителей должен пройти мостовой переход через реку. Если это случится, уникальный ареал обитания нескольких тысяч журавлей будет уничтожен! Сохранение благополучия этого вида птиц станет невозможным. Не считая того, что трасса существенно разрушит участок луговой степи на склоне высокого берега Суры, где обитает 22 вида краснокнижных животных и растений. Всю эту информацию с подробностями мы передали представителям проектировщиков весной прошлого года.
Естественно, дорожники встали на дыбы: на кону масштабного проекта стоят большие деньги. Зачем сдвигать в сторону магистраль, пусть подвинутся журавли!
— Людям, не искушенным природоохранными науками, конечно, невдомек, что уникальные места прилетно-предотлетных скоплений птиц, подобных Барятинскому журавлиному, формируются не абы как, а в совершенно конкретных местах. Такие территории — необходимый элемент в жизни журавлей. Весной здесь держится молодняк, а осенью слетаются пары с птенцами, уже вставшими на крыло. Такие территории существуют столетиями (!!!), не меняясь. Барятинское скопление известно с конца XIX века. Оно, вместе с одной из крупнейших в центре европейской России остановок водоплавающих птиц (среди них и 30 000 гусей) на весеннем пролете, и определило выделение здесь двух ключевых орнитологических территорий всемирного значения: «Шумерлинская» и «Пойма р. Алгашки». Для их формирования нужны особые места. Строящаяся дорога принципиально изменит окрестности, погубит живое. Это настоящая беда! — поясняет руководитель экологического центра Асхат Каюмов. — На первом заседании Комиссии по Красной книге Нижегородской области все специалисты единодушно выступили против предлагаемого маршрута прохождения трассы в окрестностях сел Барятино и Языково.
Ученые-экологи предупредили дорожников о последствиях.
— Если трассу не сдвинут в сторону и проложат, как задумали, — будет катастрофа! Это то же самое, как если бы магистраль проложили через нашу «Журавлиную родину» в Талдомском районе. Строительство платной дороги через уникальные природные места обитания краснокнижных видов живых существ и растений — нарушение законов РФ. Это событие масштабной разрушительной силы. Трасса перевернет все экологические связи. Территория скопления журавлей окажется рассеченной, утратит ландшафтную однородность, — говорит директор заказника «Журавлиная родина», научный сотрудник Института водных проблем (ИВП РАН), известный эколог Ольга Гринченко. — Во-первых, сократится площадь мест кормежки, повысится затрата энергии на кормовые перелеты. То есть место постепенно перестанет использоваться птицами. Трасса, согласно документам, идет по журавлиной ночевке, но она там только одна. Суть скопления состоит в том, что рядом должны быть болота и поля. На болотах журавли ночуют, на полях — кормятся. Убрать ночевку или кормежку — скопление перестанет существовать. Во-вторых, трасса изменит гидрологический режим ландшафта. Все, что ниже по склоновому стоку поверхностных вод, будет подсыхать (вода пойдет по кювету вдоль дороги, а не через дорогу). Болота со временем зарастут лесом и станут непригодны для журавлей. Трасса нарушит режим грунтовых вод, так как под дорогой делается глубокая подложка, и она очень плотная. Любое нарушение режима грунтовых вод приведет к постепенному изменению ландшафта. В-третьих, появится шумовое и световое загрязнение. На примере Московской области изучено и доказано, что это огромный вред для живых существ и растений. Вдоль трассы, естественно, будет ЛЭП — источник гибели птиц: журавли бьются о провода. В-четвертых, трасса повлияет на сельхозразвитие. И даже если фермеры останутся, то из-за смены гидрологического режима и почвы они будут вынуждены менять севообороты. Но поля зерновых крайне важны для журавлей. При изменении сельхозландшафта и системы севооборотов численность скопления упадет. Я уже не говорю о том, что трасса пройдет по местам произрастания краснокнижников, т.е. растения будут уничтожены физически. Начнется миграция млекопитающих (от мышевидных грызунов до копытных), а закончится их сокращением. Увы, все плохие дела и начинаются с уничтожения живого.
Один из трех предлагаемых экологами вариантов прохождения трассы.
Закон что дышло
Любая проблема обычно обрастает множеством переговоров: телефонными звонками, переписками, заседаниями. За всем этим могут скрываться разные намерения: решить задачу законным путем или продавить запуск чего-то любой ценой. И, получается, плевать на критически важные обстоятельства — нарушение закона, сохранение огромной популяции журавлей и несколько десятков краснокнижников.
— Только одного факта, что предложенный дорожный проект в этой части нарушает российское законодательство — уже абсолютно достаточно для переноса трассы! Именно поэтому уже на первом заседании Комиссия по Красной книге Нижегородской области отклонила проект, — говорит кандидат биологических наук, председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, член Комиссии по Красной книге Нижегородской области Сергей Бакка. — Законодательство РФ требует сохранения мест концентрации птиц и основных путей миграций. Совершенно очевидно, что планируемое расположение скоростного автобана нарушает законодательство: ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 60), ФЗ № 52 «О животном мире» (ст. 22 и 24), а также Требования по предотвращению гибели объектов животного мира, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 997 (приложение 1).
— Мы подготовили для проектировщиков пакет документов: подробное описание ценности территории, обоснование изменения направления магистрали, предложили карты-схемы нескольких вариантов обхода. Трассы в обход получились длиннее на 7 км от запланированного. Мы нарисовали план участка, который не должна пересекать проектируемая трасса, возможные линии прохождения дороги, минимизирующие ущерб редким видам живых организмов. Предложили также вариант обход г. Шумерля с севера. Эти варианты выполнены с соблюдением баланса: они находятся на безопасном расстоянии от сел и деревень и не наносят ущерб природе.
Но каков же был результат?!
Фокус-покус
В апреле этого года прошло повторное заседание Комиссии по Красной книге Нижегородской области.
— Мы были абсолютно уверены, что после передачи дорожникам исчерпывающего пакета запрошенных у нас документов решение о переносе трассы будет положительным. Ведь ранее у нас уже был разговор с первым замом руководителя АО «Союздорпроект» Геннадием Шитиковым и экологом этой организации Ириной Турецкой. Они убеждали нас, что, если бы знали о журавлях, такой ситуации не произошло бы. Однако год назад мы уже предоставляли материалы проектировщикам. Но те сослались на заказчика, который вроде как отверг наши документы и дал команду проектировать согласно изначальному маршруту трассы. Тогда к чему вся эта комедия? Зачем имитировать озабоченность, если никто и ничего не собирается менять в одобренном сверху проекте?! — говорит Надежда Киселева. — Ко второму заседанию проектировщики (в срочном порядке, перед заседанием!) внесли в отчет наши материалы, но результирующую часть не изменили. А когда я прочла в отчете совершенно безграмотный набор мероприятий якобы по защите объектов животного мира, который они предложили, — испытала ужас, как если бы небо опустилось на землю! Чего стоит одна только фраза: «установка шумозащитных сплошных шумопоглощающих экранов высотой до 2,5 м в местах ночевки серых журавлей»! Это читать больно. Проектировщики говорили об экономической целесообразности, сохранении бюджета, о том, что 1 км трассы обходится почти в 1 млрд рублей. А мы в ответ показывали расчеты экологического ущерба. Только по одному журавлю он составит 43 млн рублей, не считая убытков еще по 21 виду краснокнижных. Но самое страшное было впереди. Второе заседание Комиссии по Красной книге под председательством министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова, на котором присутствовали экологи и проектировщики, длилось 2,5 часа. С согласия всех присутствующих велась аудиозапись. Большинство членов комиссии в итоге пришли к выводу, что единственным законным решением проблемы будет перенос мостового перехода через р. Сура за пределы участка между селами Языково и Барятино. Но через несколько дней появился протокол этого заседания, из которого следовало, что комиссия считает планируемое воздействие строительства трассы М-12 «на места предотлетного скопления серых журавлей при условии выполнения природоохранных мероприятий… допустимым!». Но послушайте: ни один уважающий себя ученый-эколог не согласится на такое беспрецедентное, наглое игнорирование природоохранных законов. Никакие «мероприятия», кроме переноса трассы, никогда (!!!) не восполнят нанесенный ущерб! Журавлей просто не останется! Появление подобного документа можно рассматривать как абсолютный подлог. Так бессовестно манипулировать нашим мнением, вырывать фразы из контекста и тасовать их — предел вседозволенности. Мы, члены комиссии, направили обращение губернатору Нижегородской области — ведь он руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы» — в котором выразили соответствующий протест. На днях получили ответ, похожий на отписку: «проектной организации было рекомендовано провести дополнительные исследования и изыскания», а само обращение «направлено в адрес заказчика проектирования и строительства магистрали». Подобную бумажку прислало нам и нижегородское минэкологии.
А договориться?
Все мы, конечно, понимаем, что у строительства дороги столь высокого уровня сложная экономика. Нужно, чтобы волки наелись, овцы не обиделись, и никто бы не увидел, как трещат по швам наполненные карманы.
— Этой весной мне передали адресованное ИПЭЭ РАН (Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова) занятное письмо. Оно было подписано Натальей Юрьевной Гончарук — государственным судебным экспертом РФЦСЭ при Минюсте РФ (Российский федеральный центр судебной экспертизы). Она искала авторитетного орнитолога, который бы в короткие сроки (за 2–3 дня) выполнил работу по оценке воздействия участка федеральной скоростной трассы М-12 на серых журавлей. Проезд специалиста к месту, гонорар и полное обеспечение гарантировалось. Результат работы планировалось свести в «Акт экспертного исследования» на бланке РФЦСЭ.
Дословно из письма Гончарук: «Нужен грамотный орнитолог, который сможет выехать с нами на место в Нижегородскую область после схода снега и определить, насколько трасса повлияет на численность и ареал предотлетного скопления серых журавлей. Желательно, чтобы специалист был с ученой степенью, т.к. история достаточно серьезная. За 2–3 дня на месте нужно определить, насколько реально повлияет строительство федеральной трассы (участка автодороги М-12) на серых журавлей».
В институте Гончарук, естественно, посоветовали одного из крупнейших в России специалистов по журавлям — все ту же Ольгу Гринченко.
— Давать оценку тексту самого письма не стоит, и так все очевидно. За 2–3 дня такую серьезную работу сделать невозможно! — говорит Ольга Гринченко. — Мне лично абсолютно понято, кто заказал эту экспертизу. Насколько мне известно, никто из специалистов-орнитологов в ответ на это, с позволения сказать, «коммерческое» предложение не откликнулся.
— Ликвидировать конкретный вид живого существа можно, даже не прикасаясь к нему. Достаточно просто разрушить его дом — место обитания. Животные и растения попадают в Красные книги из-за бездумной, беспощадной застройки. Это — уничтожение самих себя. Журавли и другие краснокнижные виды животных, растений не должны быть заложниками алчности и невежества, — говорит Надежда Киселева. — Но когда мы говорили об экологическом ущербе, дорожники смотрели на нас как на безумцев.
■ ■ ■
Во время подготовки материала Надежда Киселева получила информацию от бердвотчера (наблюдатель за птицами) Михаила Тимофеева. Он сообщил, что — дословно из его СМС, присланного по телефону: «поле между Языково и Карачарово превратили в стройплощадку, поставили городок вагончиков. Склон срыли на ширину 70 м, приехало много техники. Мост будет утыкаться в места ночевок журавлей».
— Судя по всему, масштабная стройка разворачивается, уничтожая на своем пути уникальную природу, здравый смысл и веру в могущество нашего государства и закона. Ведь смогло же оно в лице российского президента сохранить численность амурских тигров, изогнуть трубопровод, добавив лишние 900 км, спасая Байкал. Все видели и помнят, как глава государства летал на дельтаплане рядом со стерхами, помогая им «встать на крыло» и показать путь на зимовку. Сегодня еще можно сохранить тысячи краснокнижных журавлей, пустив магистраль в обход.
Все самое главное и необходимое — сказано выше. Добавить к этому разве что эти строки с вечным смыслом:
Они летят по всей России, седые птицы — журавли. Их треугольники косые весь белый свет пересекли.
И перед первым снегопадом в тугую синь взовьются вновь. Они всю жизнь летают рядом, а это — больше, чем любовь.
P.S. Прошу также считать данную публикацию обращением в Генеральную прокуратуру РФ на предмет проверки соблюдения законов природоохранного законодательства России.
Сообщение Из-за трассы Москва-Казань под угрозой уничтожения оказались серые журавли появились сначала на УНИКА НОВОСТИ.