Войти в почту

Подводные памятники Херсонеса и Балтики защитят законом

Участок строительных сооружений в Карантинной бухте стал первым объектом культурного наследия, выявленным после вхождения Севастополя в состав России. С 1 января 2022 года подводный город перейдёт в ведение властей Севастополя, которые будут отвечать за сохранность памятника. Такой закон одобрили сенаторы на пленарном заседании 2 июня. А в будущем, как предполагают эксперты, в стране может появиться единая электронная база с привязкой к карте, где будут обозначены все суда, затонувшие города, остатки архитектурных строений и другие находки. Всё это позволит вести учёт археологических объектов, чтобы передать их следующим поколениям.

Подводные памятники Херсонеса и Балтики защитят законом
© Парламентская газета

Что ищут в море черные ныряльщики

На дне 13 морей, которые омывают нашу страну, покоится немало сокровищ разных эпох. В холодных водах Балтики многие артефакты сохраняются гораздо лучше, чем на суше, что не даёт покоя «чёрным ныряльщикам». По данным Центра подводных исследований Русского географического общества, в 90- годы прошлого века многие архитектурные объекты времён Великой Отечественной войны были разрушены или разобраны на сувениры. Местные власти не могли обеспечить им охрану, потому что их юрисдикция ограничена линией берега и не распространяется на акваторию. В итоге местные органы охраны культурного наследия не имели права на выявление и охрану культурных объектов, расположенных в море, а у федеральных органов — ограниченные в этой области полномочия.

Такая же ситуация сложилась и в Крыму. «По периметру акватории Чёрного моря находки, которые касаются античных времён, Крымской, мировой и Великой Отечественной войн. Мы зачастую знаем, где объект находится, но у местных органов культурного наследия нет никаких возможностей для его охраны», — сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по культуре и депутат от Республики Крым Светлана Савченко.

Нужны хранители

С идеей устранить эту правовой пробел выступили депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга. Только в акватории Балтики, по мнению учёных, покоится от 10 до 15 тысяч различных архобъектов. Сохранить как уже выявленные, например, колонны Исакиевского собора, затопленные при перегрузке в Выборгском заливе, так и ещё не найденные можно, если хранителем ценностей станет кто-то один — в данном случае региональные власти. «После вступления закона в силу будет понятно, с кем разговаривать, с кого спрашивать и кому предлагать пути решения», — сформулировал «Парламентской газете» главную цель закона исполнительный директор центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.

Документ закрепляет норму, согласно которой находящиеся в территориальных водах объекты культурного наследия передадут в ведение регионов, которые примыкают к соответствующей акватории. Кроме того, предлагается внести изменения в Водный кодекс и другие федеральные законы, позволяющие выделять морские участки для проведения археологических работ, вносить в кадастровые документы сведения о подводных памятниках и обязать федеральные органы учитывать региональные законы об охране памятников.

Таким образом, регионы позаботятся, чтобы трубопроводы и другие объекты не строили рядом с подводными памятниками. Собственникам водоёмов и водопользователям запрещено причинять вред объектам культурного наследия. Если они разрушат памятники, это может стать основанием для приостановления или ограничения водопользования. При этом проводить археологические изыскания можно будет в упрощённом порядке. Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

Память для потомков

Как предполагает участвовавший в разработке закона Сергей Фокин, будут сформированы единые правила постановки на учёт подводных памятников. В экспертном сообществе рассчитывают, что в будущем появится единая электронная база данных таких объектов, с привязкой к карте наподобие Google Maps.

В законе сказано, что местные власти также должны заниматься популяризацией подводных памятников. Как пояснил Фокин, это даёт возможность регионам организовывать экскурсии к ним. Правда, он предостерёг, что большинство таких объектов небезопасны для неподготовленных туристов и рэк-дайверов. Гораздо больше перспектив, по его мнению, для подъёма и последующей консервации памятников на суше. В таком случае их можно сохранить и продемонстрировать широкой публике. Сохранить память об истории страны для следующих поколений помогут и медиа-продукты, например, 3D-модели всех подводных артефактов.