Нефть "Газпрома" разлилась  — сани к лету не готовил и "Норникель"

Техногенные происшествия на русском Севере, связанные с разливами энергоносителей, будут повторяться, однако причина кроется не в качестве оборудования и состоянии промышленных объектов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко. 

Нефть "Газпрома" разлилась  — сани к лету не готовил и "Норникель"
© ФБА "Экономика сегодня"

На Карамовском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе произошла разгерметизация трубопровода, в результате которой разлилась нефть. Разработку месторождения ведет дочернее предприятие «Газпрома» — компания «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

Изначально в информации от регионального управления МЧС говорилось о разливе 3 тыс. кубометров нефтесодержащей жидкости, однако позднее в «Газпромнефти» уточнили, что речь идет примерно о примерно 0,85 т жидкости, содержащей газ, воду и нефть.

Также в компании отметили, что участок, где произошла разгерметизация локализован, ведутся работы по уборке территории, а трубопровод запущен в работу.

В «Газпромнефти» отдельно подчеркнули, что угроз водоемам и лесному фонду нет, ориентировочная площадь загрязнения составила 250 кв. меров. Это же подтвердили и в МЧС. 

Опыт «Норникеля»: станут ли промышленники рассказывать всю правду о ЧП

В мае 2020 года назад куда более серьезная авария случилась в Красноярском крае, на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, дочерней компании «Норникеля». Тогда произошла разгерметизация резервуара хранения дизельного топлива, из которого вылилось более 20 тыс. тонн нефтепродуктов. Из них 15 тыс. тонн попали в реки Далдыкан и Амбарная, еще 6 тыс. оказались в почве. В зоне ЧП был объявлен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня. 

Первые несколько дней масштаб экологической трагедии не был ясен ни «Норникелю», ни МЧС, ни властям Красноярского края — спасательные работы велись не спеша, было много обсуждений вопроса с привлечением фотографий пострадавшего объекта с воздуха.

Возможно, «Норникель» на первых порах даже преуменьшал размер происшествия, будучи уверенным, что самостоятельно справится с ситуацией.

Однако подобная авария стала первой в истории Заполярной Арктики: Минприроды подсчитало, что восстановление экосистемы в районе займет не менее 10 лет, а Роспотребнадзор не преминул выставить рекордный для России штраф в 148 млрд рублей.

Так, 147 млрд рублей ведомство насчитало за ущерб водным объектам, еще в 738 млн рублей оценили вред, нанесенный почвам. 

На «Норникель» также посыпались обвинения в том, что компания не следит за хозяйственным объектом, резервуары которого прогнили, опоры надломились и вся конструкция оказалась неспособна удержать топливо.

После всего случившегося в информационном поле компания практически не появляется – лишь по особо важным поводам. Так, промышленный гигант решил оспаривать сумму штрафа в суде и уведомил об этом общественность посредством пресс-службы.

Не исключено, что после болезненного опыта «Норникеля» остальные добывающие компании предпочтут если не умалчивать о происшествиях разной степени масштаба, то преуменьшать их последствия.

На северах России продолжатся разливы нефти

Доля добычи нефти остается крупнейшей в энергетическом секторе России и ситуации с прохудившимися вдруг резервуарами, как у «Норникеля» могут систематически повторяться, однако источник будущих техногенных происшествий нужно искать не в качестве оборудования и надлежащих проверок объекта. Все подобные ЧП связаны с изменением структуры почвы вечной мерзлоты.

По мнению Вячеслава Мищенко, проблема заключается в изменениях климата, о которых так часто говорят на международном уровне.

«Глобальное потепление приводит к повышению среднегодовых температур, в первую очередь, на северных территориях, — объясняет Мищенко. — Если мы говорим о России, то это Арктика, Крайний север и других территории».

Федеральные и региональные власти должны понимать, что таяние ледников приводит к обнажению таких частей суши, которые даже не брали в расчет, строя объекты в условиях вечной мерзлоты в прошлом веке, подчеркивает эксперт.

«Потепление приводит к изменениям в структуре почвы, что по факту означает изменения условий эксплуатации объектов: трубопроводов, резервуаров и т.д. Если мы говорим про нефть, то при изменившихся параметрах будут проявляться разливы, прорывы и так далее», — рассуждает Мищенко.

Действительно, одной из причин разлива дизельного топлива в Норильске могло стать таяние арктических льдов, которое привело к движению грунтов и дальнейшей просадке бетонных оснований резервуара. Такую версию выдвигало движение «Альянс зеленых», и она является более чем аргументированной.

За три года до ЧП в Норильске, в 2017 году, Арктический совет Программы мониторинга и оценки Арктики (AMAP) провел исследование, в результате которого стало ясно, что фундаменты в регионах вечной мерзлоты России уже не могут выдерживать нагрузку, которая рассчитывалась в 1980-е годы.

Так, несущая способность арктических фундаментов снизилась более чем на 20% в период с 1980 по 2010 год. При этом на полуострове Ямал, где и произошел порыв трубопровода компании «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», спрогнозировано снижение несущей способности грунта до 50% к 2025 году.

Южнее находится Уренгойское месторождение природного газа, где ожидается, что почва может потерять 50–75% несущей способности.

Превентивные меры напрямую должны быть связаны с изменениями условий хозяйственной деятельности на этих территориях. Перспективные изменения почвы нужно оценивать в обязательном порядке, формируя палитру рисков для эксплуатируемых объектов, в том числе, в нефтяной отрасли, резюмировал эксперт.