Иллюстрация: Justin Gerard, muddycolors.com

Видео дня

Лес против Братья Стругацкие называли свой роман «Улитка на склоне» самым совершенным из собственных произведений. Сюжетно он разделен на две части, одна из которых называется «Управление», а вторая – «Лес». Герои книги работают в Управлении по делам загадочного Леса. Их ежедневный режим непонятен и хаотичен, но еще большая загадка – что такое сам Лес, какие функции он выполняет. Стругацкие наделяют его таинственной осознанностью и могуществом, которым бредит главный герой. Лес в «Улитке» – это некая масса, обладающая собственной волей, «живущая» рядом с человеком. Она не совершает никаких действий, не вступает в контакт, но по ощущению тревожности рядом с ней читатель понимает, что это не обычный лес, это именно Лес с большой буквы, вполне сознательный. Обложка романа «Улитка на склоне». Иллюстрация: Police Aurélien Исследователи и читатели по-разному толкуют «Улитку на склоне». К единому мнению не пришли даже за полвека после первой публикации. Одни говорят, что Лес – это символ планеты, сама Земля, которой безуспешно пытается управлять человеческая цивилизация. Смысл романа в этой трактовке прост и понятен – природа выше человека. Но повесть шире одного толкования. говорил, что «Лес – это Будущее, символ всего необычайного и непредставимого», а «Управление – Настоящее, удивительным образом сочетающее хаос и безмозглость с многомудренностью». В «Улитке» не только человек не понимает Лес, столкнувшись с чем-то несоразмерно большим, чем его взгляд на жизнь, – он не понимает и самого себя тоже. Лес в этой диспозиции занимает место «мира», разрастается до всей Вселенной, это просто то, чего мы пока не смогли понять. Философ Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» предлагает рассматривать лес в литературе еще и как потаенную часть человеческой души, бессознательное. Драматург Юджин О’Нил в романе «Император Джонс» использует джунгли, чтобы показать, как главный герой теряет рассудок: чем хуже у него с головой, тем страшнее и запутаннее лес вокруг. Лес между В фантастической литературе лес часто выполняет функцию «иного пространства», портала, попадая в который, герои переходят из привычной им локации в другую. Этот прием литература заимствует из фольклора. Советский филолог и фольклорист Владимир Пропп писал: «Сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе как о месте, где производился обряд, с другой стороны – как о входе в царство мертвых». Между миром живых и миром мертвых – лес. «Мир мертвых» может быть метафорой просто иного мира, параллельной вселенной. Кадр из фильма «Хроники Нарнии» В «Хрониках Нарнии» герои переходят из нашего мира в Нарнию через Лес-между-мирами. Один из героев так описывает его: «Тут ничего не происходит. Деревья продолжают расти, вот и все». Это уже не наш мир, но еще не Нарния. Аналогичный прием использует Джон Толкин в своем «Властелине колец». Первый лес, через который проходят герои, – Вековечный лес на границе Шира. Он выполняет портальную функцию, стоит на границе между утопической Хоббитанией и страшными Могильниками. У него есть двойник – Фангорн, лес, населенный энтами, огромными разумными деревьями. И если Вековечный лес как бы переносит из условного «мира живых» в «мир мертвых», то Фангорн, наоборот, служит трамплином обратно – именно в Фангорне впервые возникает воскресший Гендальф. Ни в Лесу-между-мирами, ни в Фангорне не водится животных. Это важная отличительная черта лесов-порталов, они, как правило, не содержат в себе ничего живого. «Все начинается в лесу» у в культовом сериале «Твин Пикс», talkfilmsociety.com В «Хрониках Амбера» Роджера Желязны главным героям, чтобы попасть в Амбер, собственное королевство, нужно прежде преодолеть Арденский лес – точку перехода. Считается, что, как Амбер – первый из миров, так и Арденский лес – первый из лесов. Он ошеломительно красив, и пройти его сложно, потому что он всегда находится под контролем смотрителя и его адских гончих. В «Игре престолов» Стену, мир живых, и Застенье, где правит Король Ночи, тоже разделяет Зачарованный лес. И если прежде его частично вырубали, чтобы расчистить пространство, то к моменту начала повествования лес «вернулся»: «Там, вовне, деревья вырастали высокими, разведчики говорили, что они словно бы таили в себе зло и не любили людей». В сериале по мотивам «Игры престолов» первая серия первого сезона открывается возвращением из леса, а финальный кадр последней серии последнего сезона – уход опального принца обратно в лес. В сериале «Твин Пикс» Дэвида Линча именно в Гоуствудском лесу рядом с городком находится вход в Черный вигвам, некое пространство темных сил. Линч, объясняя композитору , о чем будет фильм, сам говорил: «Все начинается в лесу». Именно в лесу живут совы, которые, как известно, не то, чем кажутся. Лес создает в Твин Пиксе тревожную, мистическую атмосферу, тем более что герои особенно любят посещать его ночью. Лес за Леса часто помогают главным героям. Это безопасные зоны, где можно отдохнуть, найти пищу и кров. Этот мотив тоже вполне фольклорный. Древние люди собирали в лесу ягоды и лечебные травы, укрывались от холода, там же зародилось животноводство. Лес обожествляли – в русской народной сказке девочка, спасаясь от Бабы-яги, кинула гребень через правое плечо, и «вырос лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. Примчалась Баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит». Иллюстрация В. Головко к русской народной сказке «Баба-Яга». aria-art.ru В том же «Властелине колец» леса – вотчины эльфов: Лориэн, Лихолесье, Ривенделл. Эльфы тщательно охраняют их. В Лориэн приходит за помощью Братство кольца, и, хотя во внешнем мире все беспокойно, владыка Келеборн, правитель Лориэна, говорит: «А пока – забудь о своих заботах: в Лориэне ты сможешь спокойно отдохнуть». В «» рядом с Хогвартсом расположен Запретный лес, и, несмотря на его опасности, Гарри, Рон и Гермиона частенько находят там помощь – хотя за нее и приходится платить высокую цену. Именно там, например, Гарри и Рона атаковали полчища пауков. Лесные кадры из «Гарри Поттера» Лес может стать и символом свободы. У в антиутопии «Мы» изгнанники, сбежавшие от тоталитарного устройства Единого Государства, живут за Зеленой Стеной, в лесу: «И в тебе, наверное, есть несколько капель солнечной, лесной крови». От Волан-де-Морта Поттер и его друзья часто спасаются в лесу, расставляя вокруг защитные чары. В американской антиутопии «Деливирум», где запрещена любовь, диссиденты тоже уходят жить в лес. Это понятно, лес невозможно взять под контроль. Он всегда слишком самоволен. Лес можно уничтожить, но не подчинить.