Войти в почту

Кому и чем мешает застройка побережья Финского залива

Приморск против порта Российская часть территории Финского залива развивается опережающими темпами. За два последних десятилетия перевалка грузов здесь увеличилась более чем в десять раз и в 2018 году достигла 232 млн тонн, отметила сопредседатель гильдии экологических журналистов СЖ Петербурга и Ленобласти Лина Зернова на экологической конференции под эгидой правового центра «Беллона». Повышение объема грузоперевозок и экономической эффективности от освоения прибрежной зоны в обоих регионах объясняют появлением дорожной инфраструктуры, перерабатывающих предприятий, и в первую очередь – новых портов. «Однако это развитие происходит специфическим образом. Решения о строительстве таких предприятий принимаются в кабинетах высокопоставленными людьми. В то же время население узнает о подобных планах в последнюю очередь, что порождает массовое недовольство и провоцирует противостояние со стороны жителей», – сказала Зернова. Примером такого развития стало строительство Приморского универсального перегрузочного комплекса (УПК) в северной части Финского залива. В феврале 2019 года губернатор Александр Дрозденко и председатель совета директоров ООО «Приморский УПК» Рамис Дебердеев на Российском инвестфоруме подписали стратегическое соглашение о создании порта в Выборгском районе. Проектный грузооборот предприятия на этапе полного развития должен достигать 70 млн тонн в год, эти данные приводит областное правительство. В порту планируют обрабатывать уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно. Ввод мощностей в эксплуатацию изначально наметили на 2022 год. Для создания УПК отвели участок площадью около 780 га. Местные жители до последнего не были посвящены в планы бизнеса и чиновников, пока весной не увидели караваны спецтехники и не стали свидетелями масштабной вырубки прибрежных лесов. По словам члена движения «STOP порт» Марии Паркиной, на территории проводимых работ с самого начала не установили информационные щиты, что выглядело как рейдерский захват. «Сначала «Приморский УПК» делал вид, что это всего лишь лесозаготовки, а не строительство порта. Лишь многочисленные запросы в органы власти прояснили ситуацию. В Приморске прошли массовые акции протеста и состоялись общественные слушания, на которых представители компании предъявили документацию по оценке воздействия на окружающую среду», – рассказала общественник. Впоследствии юристы обнаружили в представленных обществом документах более 27 признаков фальсификаций, что подтвердил адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Евгений Баклагин. «Поскольку мы не доверяем данным, предоставляемым «Приморским УПК», сегодня наша группа начала сбор средств на проведение независимой экологической экспертизы», – сообщила Паркина. По мнению активистов, такой шаг позволит открыть глаза чиновников на реальную угрозу окружающей среде и защитить природный участок от застройки. Бухта под ударом Похожая ситуация сложилась на южном берегу Финского залива. Еще в 1997 году в бухте Батарейная планировалось построить нефтеналивной порт в живописном уголке Ломоносовского района. Тогда местные жители отстояли территорию, ведь речь идет о популярной зоне отдыха и традиционном месте стоянки на пути миграции тысяч лебедей и птиц, занесенных в Красную книгу. В мае 2020 года население района узнало из СМИ, что правительство РФ отдало в десятилетнюю аренду этот находящийся в федеральной собственности участок земли площадью 110 га под строительство производственно-логистического комплекса. Здесь решили основать морской терминал и завод по обработке зерновых и масличных культур. Проект стоимостью 35 млрд рублей вызвалось реализовать ООО «Балтийский зерновой терминал», входящее в ГК «Содружество» Александра Луценко. Порт задумали открыть к 2024 году. «Если проект осуществится, это будет уже четвертый портовый комплекс на 180 километрах южного берега Финского залива. Строительство порта приведет к уничтожению рекреационной зоны, вырубке 100 гектаров леса, ухудшению качества жизни близлежащих деревень», – заявила член движения «Общественный совет южного берега Финского залива» Елизавета Михайлова. Тогда же – в мае прошлого года общественники собрали около двух тысяч подписей в защиту бухты, привлекли к ситуации сообщество экспертов и отправили сотни обращений премьеру Михаилу Мишустину и губернатору Александру Дрозденко. Со временем активисты добились отклика чиновников и склонили на свою сторону руководство области. «В дальнейшем сложилась странная ситуация: губернатор не раз открыто заявлял, что порт в бухте строиться не будет, а в комитете по экономическому развитию и инвестициям сообщали, что все идет по плану, что этот порт нужен России, и он там будет», – вспомнила Михайлова. 22 марта в открытых источниках появилась информация, что правительство Ленобласти предложило группе «Содружество» рассмотреть другие места для строительства портового комплекса. По словам Михайловой, это событие можно назвать маленькой победой. Но расслабляться участники инициативной группы не намерены. Ведь решение кабмина не отменено. Сегодня жители Ломоносовского района ставят перед собой и органами власти четкую программу дальнейших действий: добиться отмены постановления правительства о передаче в аренду бухты Батарейная, благоустроить рекреационную зону с учетом мнения граждан, проанализировать существующие портовые мощности и создать независимую межрегиональную эколабораторию для мониторинга среды обитания. Экспансия ни к чему Общественники разных территорий Ленобласти сходятся в необходимости ввести в регионе комплексную стратегическую экоэкспертизу, которая могла бы оценить совокупность всех факторов негативного воздействия на отведенную часть Балтийского моря. «Техногенная нагрузка на Финский залив давно превысила все расчетные максимумы инженеров и приобретает угрожающие масштабы. При этом мы наблюдаем беспрецедентное игнорирование как законов природы и нормативов, так и мнения населения. Идет бездумное промышленное освоение земель. При этом не соблюдаются интересы людей, несколько поколений которых населяют эти территории», – уверена Мария Паркина. Защитники природы на круглом столе высказали точку зрения, что России нужно использовать прибрежные территории для развития туризма и рекреации, а инвестиции вкладывать не в создание новых, а в реконструкцию и расширение уже действующих прибрежных предприятий. Так, модернизация порта Усть-Луга могла бы послужить альтернативой освоению новой территории в северной части залива. «Пока же бизнесмены предпочитают не модернизировать действующие мощности, а захватывать новые куски побережья. Увы, путь экспансивного развития выглядит более перспективным в глазах бизнеса и чиновников», – констатировала Паркина. Фото: усть-луга.рф

Кому и чем мешает застройка побережья Финского залива
© РИА "ФедералПресс"