Краткая история «ВИС» в Новосибирске: Москвичи на птице-тройке
Крупнейший в регионе московский инвестор за пять лет работы так и не смог предъявить ни компетенций, ни капиталов.
На вопрос, кто выдумал птицу тройку, ответа со времен гоголевских «Мертвых душ» так никто и не дал. Зато, пожалуй, каждый на Руси теперь знает, что прилетает она в регионы из Москвы. В Новосибирскую область, например, она ровно пять лет назад привезла оттуда топ-менеджеров группы «ВИС».
Так получилось, что ровно к 5-й годовщине того события вокруг проектов группы в регионе произошел целый ряд информповодов. Резонанс оправдывает появление ретроспективы.
Барин, ты чё?
У «ВИС» в Новосибирске — концессионный четвертый мост, два мусорных полигона с сортировкой и ГЧП по строительству семи городских поликлиник. А еще — сфера оборота мусора: москвичи добились для своей компании «Экология-Новосибирск» статуса регионального оператора.
Все эти большие и важные задачи решаются очень туго: поликлиники выходят из графика, полигоны еще и не начались, а от сотрудничества с регоператором два перевозчика мусора уже попали под банкротство.
Принято считать, что в список «висовских» факапов не нужно включать четвертый мост: мол, там у группы все идет гладко. Это, конечно, допустимая оценка, если забыть, какие бои разворачивались вокруг стоимости проекта. В результате мощных разбирательств по широкому фронту вопросов на сорок миллиардов рублей цена инфраструктурного сооружения все же снизилась. Этот люфт называли небывалым даже самые бывалые новосибирцы.
А сегодня каждый новосибирец, которому приходится проезжать мимо стройплощадки нового моста на правом или левом берегу Оби, ощущает, что эти деньги сэкономлены на нем лично. Настолько узки «игольные ушки» в конце Ипподромской и на площади Труда. Протиснуться в них — то еще удовольствие.
Интересен тут вот такой вопрос: что это за бизнес, из которого вынули 40 миллиардов, а он устоял и продолжает свои проекты? У них деньги отобрали, а они встали, отряхнулись и пошли?
«Дядь, дай 10 копеек»
В принципе, таким и должен быть инвестор, работающий в регионе. Главное, почему мы ему рады, — это деньги и компетенции. Однако на примере того, как группа «ВИС» проводила мусорную реформу, эти качества у наших пассажиров символической птицы тройки тоже не выглядят сильным местом.
Начнем как раз со свежего информповода: на неделе ООО «Эко-Лайн» Алексея Хлебникова, один из крупных подрядчиков по транспортировке мусора, вошел в начальную стадию процедуры банкротства — наблюдение.
Что известно про компанию? Она своим бизнесом занималась давно. В 2019-м «Эко-Лайн» вывозил мусор из Ленинского района Новосибирска и Кыштовского района. С мая 2019 года между ним и регоператором возник конфликт: подрядчик не соглашался с предложенной заказчиком «процентовкой», снижавшей положенные платежи почти в два раза. В итоге, получив по итогам года оплату на чуть более половины выставленной суммы, в ноябре 2019 года «Эко-Лайн» обратился в суд.
С тех пор дело не добралось даже до решения первой инстанции. Зато с исками субподрядчиков все решалось гораздо быстрее, и 11 марта Арбитражный суд Новосибирской области ввел в ООО процедуру наблюдения.
Это уже второй подрядчик «Экологии-Новосибирск», вступивший на «последний путь». На предыдущем перевозчике мусора, в компании «ЛаТранс», наблюдение было введено в сентябре 2020-го, а две недели назад, 4 марта, кредиторы решили ходатайствовать об открытии процедуры конкурсного производства.
Есть еще компания «Эко-Лайн» Сергея Каракчеева (тезка вышеупомянутой). Ей повезло больше всех, но ни от чего не спасло. В первой инстанции она отсудила у «Экологии-Новосибирск» 18 млн рублей, во второй суд снизил эту сумму вдвое и… удовлетворил встречный иск регоператора, начислив перевозчику 9 млн штрафов. В итоге компания осталась в плюсе… на 110 тысяч.
Сегодня в судах порядка 30 исков, в которых рассматриваются взаимоотношения субподрядчиков и подрядчиков с заказчиком — региональным мусорным оператором. В процессах все похоже: «Экология-Новосибирск» пытается доказать, что перевозчики мусор не вывозили, а потому и платить им за услуги она не будет. Практика складывается так, что субподрядчики спокойно отсуживают у подрядчиков деньги за вывезенный мусор, а те проигрывают регоператору. Попутно возникает вопрос: если часть мусора, оплаченного жителями сел и городов, не вывезена, то почему не сделать перерасчет тарифа? Люди платили за полный объем — так? Вывезено не все — так? Тогда где разница?
В общем, получается довольно абсурдная и печальная история, и «ЛаТранс» ее уже не пережил.
Где деньги?
С мусорной реформой в Новосибирской области отрасль транспортировки отходов не возникла из ниоткуда. Компании, которые вывозили мусор до группы «ВИС», просто продолжили работать. В принципе, у них плюс-минус сохранился и «средний чек» за кубометр. Только для населения это стало обходиться в два-три раза дороже. Например, если раньше обитатели 50-метровой двушки платили за мусор сто рублей в месяц (если по 2 рубля с метра), то теперь их пересчитали по головам и с каждой взяли фиксированный взнос (сегодня это 83,35 руб., но об этом ниже).
Кто-то считает, что на эту разницу регоператор и должен был создавать инфраструктуру нового мусорного оборота, но он, во-первых, пока ничего такого не создал, а во-вторых — это не совсем так. Согласно концессионному соглашению о строительстве полигонов и мусоросортировочных заводов, вклад «Экологии-Новосибирск» в дело никак не связан с ее доходом от деятельности регоператора.
Разговоры о том, что компания «Экология-Новосибирск» недоплачивает перевозчикам мусора, начались уже спустя три месяца после начала реформы. К середине года это вылилось в скандал: представитель трех крупных перевозчиков Владимир Булычев публично оценил задолженность регоператора перед подрядчиками в 700 млн рублей. При объеме перевозок в 3,2 млрд это было огромной суммой.
Забегая вперед, напомним, что «Экология-Новосибирск» заявление Булычева оспорила в суде. В первой и второй инстанции выиграла, обязав его опубликовать в «Коммерсанте» опровержение, а в третьей и в Верховном суде проиграла — теперь ей придется все опровергать обратно. Просто цирк какой-то.
Делаем свои взносы
Но тут интереснее цифры — мы их возьмем с калькулятора.
В совокупности «ЛаТранс» и два «Эко-Лайна» оспаривают недоначисление суммы порядка 300 млн рублей. В 2019 году они вывозили около 25 процентов отходов региона. Таким образом, можно предположить, что всего таких требований на кону 2019 года могло быть на сумму 1,2 млрд.
Это вовсе не значит, что все эти деньги пришлось с подрядчиков взыскивать. Но вполне соответствует общему настроению компаний, оказывающих регоператору услуги по транспортировке мусора. О том, что «Экология-Новосибирск» выставляет им жесткие «процентовки» со снижением оплаты на 40-50 процентов, в 2019 году заявляли многие.
Но к 2020 году регоператор решил сильно перекроить списки подрядчиков. На конкурс он выставил укрупненные лоты, отрезав доступ для небольших участников рынка. Но в итоге крупные неожиданно сцепились так, что цена на торгах упала более чем на четверть. Жители Новосибирской области получили нежданный подарок в виде самого низкого в России мусорного тарифа, а компания включила все свои ресурсы, чтобы вернуть его в кондиционное состояние. И добилась этого странным образом: Федеральная антимонопольная служба просто приказала нашему региону платить 83,35 руб. вместо 59,89 руб. в месяц с каждого.
С последствиями этого похода связан еще один информационный повод недели: Арбитражный суд Москвы странным и частичным образом удовлетворил заявление регионального департамента по тарифам, но в итоге платить мы будем по-прежнему.
Опять же чистая арифметика: за год это принесет регоператору дополнительно более миллиарда рублей.
Особенности московского правоохранения
В общем, не увидела Новосибирская область от группы «ВИС» ни хваленых московских денег, ни эффективного московского менеджмента. Зато к нам заходила московская правоохранительная система.
Как только первый новосибирский мусорный перевозчик затеял с москвичами судебную тяжбу о взыскании задолженности в размере 129 млн рублей, отдел МВД по Мещанскому району Москвы начал предварительное расследование по заявлению о преступлении. Заявление написал один из учредителей «Экологии-Новосибирск». Дело открыли «по факту возможных мошеннических действий «ЛаТранс».
Невероятно, но делами новосибирского мусорного оператора занимался сам начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-лейтенант Андрей Курносенко. По его указанию перевозчика таскали по кабинетам следственной части Следственного управления МВД России по городу Новосибирску. Важные полицейские чины разбирались в принципах работы системы «ГЛОНАСС», фиксирующей пути следования и длительности остановки возле контейнерных площадок транспортировщиков мусора. По делу, кстати, до сих пор периодически беспокоят директора «ЛаТранса» Александра Гурова.
У «встречного» заявления, отправленного компанией «Эко-Лайн» Алексея Хлебникова в новосибирскую правоохранительную систему, судьба менее завидная. Его написали, попросив проверить на предмет признаков мошенничества и фальсификации документов после того, как в рамках арбитражного процесса не всплыли противоречащие друг другу документы, подписанные генеральным директором «Экологии-Новосибирск» Ларисой Анисимовой. По заявлению, три месяца пролежавшему в следственных органах, до сих пор нет никакой официальной реакции.
«Самое отвратительное, что нас всех тут, похоже, за людей не считают», — возмущен представитель транспортировочных компаний Владимир Булычев.
А гоголевская птица-тройка по-прежнему молчит. Не дает ответа.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
P.S. Вместо эпиграфа
... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
Николай Гоголь, из поэмы «Мертвые души»
Сообщение Краткая история «ВИС» в Новосибирске: Москвичи на птице-тройке появились сначала на Новая Сибирь.