"Не реформа, а профанация". Почему Россия продолжит "погружаться в мусор"
Почти два года в России идет «мусорная реформа»: работают региональные операторы, а граждане и предприятия оплачивают вывоз и переработку твёрдых коммунальных отходов (ТКО) по новым тарифам. Однако об успехах начинания говорит до сих пор не приходится.
«Реформа неуспешная, это мнение не только нашей партии, но и Счетной палаты, и многих экспертов. И в регионах население недовольно этой реформой, много протестов», - сообщил председатель российской экологической партии «Зелёные» Анатолий Панфилов.
Его заместитель, бизнес-омбудсмен по экологии Ильдар Неверов заметил, что реформу не приняли ни население, ни бизнес, ни государственные институты.
«Реформа не прижилась», - констатировал он.
По мнению эксперта, необходим демонтаж мусорной реформы, так как до сих пор перерабатывает и сортируется не более 7% от общего объема твердых коммунальных отходов. Кроме того, паспорт нацпроекта по обращению с ТКО предполагает «чистку» лишь 190 с небольшим свалок, а в реальности их в России более 8 тысяч.
«В 32 регионах России к 2024 году, а этой крайний год реализации нацпроекта, некуда будет складывать отходы, полигоны исчерпают свои мощности», - сказал эксперт.
Ильдар Неверов также отметил, что в 42% регионов России не занимаются раздельным сбором мусора, а в некоторых об этом даже не знают. При этом тариф на вывоз мусора отличается более чем в 6 раз – примерно от 200 до 1400 рублей. Омбудсмен обратил внимание, что не работает и механизм ответственности производителей, который должны были запустить в рамках реформы.
«По мнению Счетной палаты, реформа недофинансирована, а это в районе 430 млрд рублей, и откуда брать деньги неизвестно», - подчеркнул он.
Эксперт считает, что в ситуации с мусорной реформой уместно говорить о профанации. Одна из причин – территориальные схемы в рамках, которых отходы должны перемещаться в рамках одного субъекта. Эти схемы, по его словам, не работают в большинстве регионов. Собираемость тарифа от 5 до 70 процентов в разных субъектах.
«Население не платит, не понимая сути реформы», - подчеркнул он.
Свою роль играют и административные риски: регион может регулировать инвестиционные процессы, но не каждый инвестор готов довериться региональным правительствам. Напомнил Ильдар Неверов и о появлении и росте социальных протестов против строительства мусороперерабатывающих предприятий.
Анатолий Панфилов добавил, что раньше в регулировании тарифов и работе с недовольным населением участвовали губернаторы, однако с приходим региональных операторов ситуация изменилась.
«Пришла чужая команда, и губернаторы во многих субъекта РФ сказали, что они этим не занимаются, что они «умывают руки», пусть этим занимаются региональные операторы. И пустили эту реформу на самотек», - пояснил он.
По его словам, это сразу привело к росту тарифов на вывоз мусора, а кроме губернаторов, эти вопросы никто не решит.
Нет в России и технологической готовности к реформе: пока не производится оборудование, позволяющее выполнить показатели нацпроекта.
«Все, что говорят о переработке 50% и выше – это лишь победные реляции. Такого нет», - заявил эксперт Ильдар Неверов.
Бизнес-омбудсмен по экологии предлагает новый вариант мусорной реформы, предполагающая, что платить будет бизнес, а не население, для которого постоянно растут тарифы.
«Денежный поток сформируется от бизнеса, который будет изначально финансировать утилизацию своих произведенных товаров, и от импортеров, которые ввозят позиции, требующие в дальнейшем утилизации. Они должны платить экологический сбор», - заключил Ильдар Неверов.
Из этих средств будет оплачиваться утилизация упаковки, шин, утилизация аккумуляторных батарей и прочих отходов.
Член партии «Зеленые», президент Фонда «Дорогами Ломоносова» Елена Кутукова привела данные статистики, согласно которым за последние 10 лет происходит рост объемов таких отходов, как пластиковые пакеты, контейнеры и бутылки. Например, только в одной из торговых сетей этот объем вырос в 2 раза.
«Если каждый покупатель приобрел пять упаковок с продуктами, то объемы потенциальных отходов составили в 2010 году 1,3 млрд. рублей, а в 2020 – 2, 9 млрд.», - рассказала она.
При этом только одну эту торговую сеть за 10 лет посетили около 3 млрд покупателей, которые приобрели в среднем не менее 18 млрд. пластиковых упаковок. Они оплатили их стоимость и дальнейшую утилизацию, привела она пример ответственного отношения бизнеса.
В тоже время, по ее словам, каждый житель одного из сел Каргопольского района ежемесячно платит компании, которая вывозит мусор, 51 руб. 50 коп. Но если в селе, например, всего пять домов, то стоимость увеличивается на количество домов.
«Для жителей села Русского Севера эта цена неподъемна, потому что, получая зарплату 12-15 тысяч рублей, они не могут позволить себе заплатить даже 50 рублей за утилизацию», - подчеркнула эксперт.
Она считает, что реформу необходимо пересмотреть и повысить ответственность производителей.
А вот вопрос мусоропроводов касается каждого из нас. Как сообщили экологи, отныне дома в России будут строится без этих привычных удобств в многоквартирных домах. Впрочем, как минимум, один положительный эффект от такого решения точно должен быть – в подъездах исчезнут неприятные запахи, а также крысы.
Эксперты также обратили внимание, что целый пласт вопросов вообще оказался вне реформы, в частности, медицинские отходы, проблема которых в этом год стала очень актуальна.
«Медицинские отходы требуют самостоятельного регулирования. Это острейшая тема», - подчеркнул Ильдар Неверов.
Однако, заметил он, попытки выработать правила игры на этом поле появляются только сейчас. Пока же вопросы утилизации медотходов решаются хаотично. Впрочем, промышленных отходов, добавил эксперт, мусорная реформа также не коснулась.
Провал реформы эксперты объясняют во многом формальным подходом, непродуманностью, нежеланием ответственных представителей власти плотнее работать с широкой общественностью и учеными-экологами, которые задают неприятные вопросы.
«К сожалению, они не привлекаются. Привлекаются аффилированные, тем, с кем удобно работать», - резюмировал Анатолий Панфилов.