Подготовка к думской кампании-2021 показывает, что Россия уже скоро утонет… в коммунальных отходах
Похоже, и в Кремле, и в «Единой России» (а партия стала претендовать на некоторую субъектность в преддверии выборов в Госдуму, поскольку стала последним — не считая президентского расположения — активом экс-премьера Дмитрия Медведева) де-факто признали, что в скором времени страна буквально утонет в твердых коммунальных отходах (ТКО), на что, собственно, указывает ряд политических факторов (а это значит, что ситуация движется к критической, ибо наши политики начинают шевелится, точнее, демонстрировать шевеления только в этом случае).
Однако прежде, чем перейти непосредственно к политике, стоит коснуться объективной реальности в сфере обращения и переработки ТКО, а она, надо отметить, весьма и весьма печальная, если не сказать — катастрофическая.
Итак, согласно отчету Счетной палаты, за прошлый год в ходе процессов жизнедеятельности и проч. жителями страны, включая деятельность различных компаний, было образовано 65 млн тонн ТКО, из которых только 7% пошли на вторичную переработку, тогда как 93% отправилось на полигоны и мусорные свалки, с которыми ситуация подходит уже к красной черте.
В отчете Счетной платы отмечается, что если темпы роста ТКО останутся неизменными (а это 1-2% в год), то уже к 2024 года будут исчерпаны мощности официальных полигонов в 32 регионах, а в 17 из них — уже к 2022 году. Но и это не все: федеральный проект «Чистая страна» насчитывает в регионах страны 191 свалки, которые необходимо ликвидировать, а вот нацпроект «Экология» фиксируется 8323 свалки, в том числе 916 на территории городских округов. Таким образом, даже если проект «Чистая страна» реализуется на 100% (во что верится очень слабо), свыше 700 свалок остаются «нетронутыми» в пределах городов. И что с ними делать никто не знает, увы. Даже не задумывается.
При этом строительство новых полигонов вызывает серьезное сопротивление населения, вспомним знаменитый Шиес, который, по сути, стал символом борьбы против строительства новых полигонов (ибо их влияние на среду и людей — оно власть имущими не учитывается, как говорится, ничего личного, просто бизнес), что переводит мусорную повестку в сферу социального и — потенциально — политического. Что говорит о том, что проблема назрела до такой степени, что власть ее уже не может игнорировать, это — во-первых, а, во-вторых, что страшнее всего, расти она будет и дальше, ибо мусорная реформа, которая, по идее, должна была решить эту задачу, провалилась: «Сейчас мы, скорее, можем говорить о том, что реформа провалена, и тому есть несколько подтверждений. Задача реформы была перенаправить потоки мусора со свалок на переработку. По факту мы видим, что масштабного внедрения раздельного сбора не произошло, большая часть отходов по-прежнему захоранивается на полигонах. Власти уповали на создание системы сортировки ТКО, но она не показала эффективности», — констатирует эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace России Дмитрий Нестеров.
И Кремль, надо отдать должное, среагировал довольно быстро, создав партию «Зеленая альтернатива», которую лидер российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов не без основания назвал «фейковой», а ее деятельность посредством «пропаганды котов карикатуриста Васи Ложкина» — «дебилизацией населения, в первую очередь, молодежи».
И тут не может не возникнуть вопрос: а зачем Кремлю понадобилась новая структура, если уже есть «Зеленые», которые оппозиционностью, кстати говоря, не отличаются, то есть вполне лояльны власти?
Ответ прост: экология как таковая АП интересует не очень сильно. «Зеленая альтернатива» создавалась именно для того, чтобы работать с протестной молодежью, которая съезжается на всякие «шиесы». Что косвенно свидетельствует о том, что впереди их будет еще много. И власть к этому готовится.
Однако серьезной раскрутки «Альтернатива» не получила. Потому что, надо думать, вопрос с тем, сколько мандатов отдать «Единой России» — техническое или конституционное большинство — до сих пор не решен. Ибо если конституционное, то на «Альтернативу» мандатов может уже и не хватить, а «Единая Россия» претендует именно на оное. И «зеленая» тема в ее повестке будет занимать немаленькое место. Иначе стал бы Дмитрий Анатольевич трудоустраивать экс-министра Минприроды Дмитрия Кобылкина в «Единую Россию» заместителем Андрея Турчака, да еще по совместительству и замом по избирательному штабу?
Разумеется, если бы на Кобылкина не было больших планов, то вряд ли бы лидер единороссов стал бы активничать: «Экологическая тема, безусловно, станет одной из основных в предвыборных дискуссиях, и именно по этой повестке Дмитрий Кобылкин сможет обеспечить доминирование партии на выборах. Человек становится не просто замсекретаря генсовета, но и первым заместителем руководителя избирательного штаба „Единой России“ — партии, которая претендует на думское большинство», — прокомментировал новое назначение председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
С ним солидарен и правая рука экс-помощника президента Владислава Суркова Алексей Чеснаков, который в своем телеграм-канале написал, что «Единая Россия» «явно не намерена отдавать экологическую повестку другим партиям».
Впрочем, это было понятно с начала октября, когда зампред Совбеза на совещании на тему ликвидации накопленного экологического вреда предложил дать регионам дополнительные полномочия в сфере экологии: «Регионы тоже должны иметь полномочия по мониторингу особо опасных объектов накопленного вреда. Это позволит им более оперативно принимать меры по предотвращению рисков загрязнения окружающей среды», — заявил тогда Медведев, явно показывая, что партия власти берет — точнее, пытается взять — экологическую повестку под свой контроль, ибо — не будем забывать — большинство губернаторов у нас нынче все, как один — главы региональных отделений «Единой России»…
Стоит ли в связи с этими заявлениями/телодвижениями ожидать заметного улучшения экологической обстановки? Нет, не стоит. Да, единороссы готовы бросить Кобылкина в бой, но как он проявил себя на своем предыдущем месте работы? Завел мусорную реформу в тупик. Если это достижение, то показал он себя хорошо. Хотя, стоит отметить, на новом месте у него, может быть, откроется «второе дыхание», иначе о месте вице-спикера нового состава Госдумы, которое пророчат Кобылкину, можно даже не мечтать.
И, кстати, в этой связи назначение Александра Козлова главой Минприроды имеет весьма конкретный смысл: сделать ситуацию с экологией еще хуже. Не будем забывать, что новый министр не имеет ни профильного образования, ни опыта соответствующей работы, что не может не сказаться на его профессиональной деятельности. В сравнении с Козловым Кобылкин еще может показаться суперпрофессионалом, вероятно, он и покажет себя им — только уже в «Единой России». А для этого ему нужно будет лишь одно: материал, с которым можно будет работать. То есть провалы, провалы и еще раз провалы ведомства, что будут сигнализировать о беспрерывном ухудшение ситуации…
По сути, подготовка к думской кампании-2021 наглядно демонстрирует, что мусорная тема станет одной из ведущих (а значит — она будет все обостряться и обостряться), раз Кремль и «Единая Россия» готовят структуры и резервы для работы с ней.