Самарский «Экостройресурс» похвастался срывом госпрограммы. Вместо раздельного сбора ТКО строим полигоны?
Ложь в «мусорном» секторе зашкаливает Самарский региональный оператор «Экостройресурс», ответственный за сбор мусора, пытается красивыми отчетами оправдать грядущее повышение тарифов: «За полтора года работы в 3,5 раза увеличилась доля отходов, которые попадают на мусоросортировочные комплексы области. Летом эта доля составила уже 30,4 % от общего количества собранных ТКО. В то время как в 2018 году на сортировку шло лишь 8,6 %». То есть, как бы программа по сокращению отходов, которые вывозятся на переполненные мусорные полигоны, выполняется. И поэтому, дорогие жители области, нам нужны еще деньги –на строительство мусоросортировочных станций. Хотя они должны строиться за счет бюджета и инвестиций. Проблема в том, что на утилизацию, то есть, переработку, идет минимальное количество отходов, в пределах 2,6 % от собранного. И даже если учесть, что треть отходов как-то сортируют, толку от этих действий никаких, поскольку все равно почти весь мусор попадает на полигон. Собственно, КПД этих станций, судя по представленным результатам, крайне низкий.Такие показатели, которые преподносят как победу, говорят о провале государственной региональной программы «Совершенствование системы обращения с отходами». В ней четко указаны два основных показателя, на которые и должен ориентироваться регоператор: доля ТКО, направленные на обработку, и доля утилизированного ТКО в общем объеме. Оба показателя не исполняются второй год. На сортировку в 2019 году отправлено 28 % от собранного мусора, а должны были 37,6 %. В 2020, по итогам трех кварталов, отсортировали меньше трети и вряд ли этот показатель доведут до положенного 39,1 %. В2023году на сортировку должны отправлять весь мусор (100 %), но с учетом нынешних темпов выполнение этого пункта остается под вопросом. Перерабатывают на треть меньше мусора, чем это было запланировано. В 2019 году план был выполнен лишь на 70 %. В 2020 – как ожидается, на 67 %. По мнению политолога Павла Туркова, ситуация с выдачей желаемого за действительное ясная. «Ложь, касающаяся мусорной реформы, к большому сожалению, в нашем регионе зашкаливает. Конечно, регоператору хочется не ударить в грязь лицом и показать, что вот-вот и он начнет перерабатывать, сортировать, обезвреживать, а на полигоны возить минимальное количество мусора. Но это выдача желаемого за реальное. Конечно же, такое отношение – неисполнение показателей – наносит вред окружающей среде. И возможно, здесь есть некие признаки экоцида, а это уже статья уголовного кодекса. Правоохранительным органам, если не местным, то федеральным пора присмотреться к деятельности регоператора и его лоббистам», – считает Турков. Вместопереработки построим мусорные полигоны Можно ли больше мусора отправлять на переработку? Безусловно, да. По данным экспертов экодвижения «Раздельный сбор», количество пищевых отходов в общей массе составляют 25 – 50 %. Доля упаковки и одноразовых вещей в мусорном ведре жителя большого города и вовсе доходит до 70 %, сообщает «Гринпис». Россияне повышают свою эко-сознательность, и по данным ВЦИОМ, 27% граждан уже добровольно сортирует бытовой мусор, 47 % заявили, что хотели бы это делать. В перспективе в России можно перерабатывать примерно половину производимых отходов, но только если будет организован раздельный сбор мусора. Какую же стратегию по экологической безопасности выбрали чиновники министерства ЖКХ Самарской области, когда разрабатывали территориальную схему обращения с ТКО? По ней «наиболее перспективным для развития системы обращения ТКО является внедрение мусоросортировочных станций и строительство более вместительных полигонов». За полтора года количество таких станций в Самарской области увеличилось на 2, в 2021 – 2023 годах в эксплуатацию планируется ввести еще 9 перспективных мусоросортировочных комплексов. Про создание системы раздельного сбора мусора речи не идет, хотя именно местные власти устанавливают контейнерные площадки и определяют, каким образом будет снижаться «мусорная» нагрузка на окружающую среду. Для введения обязательной схемы раздельного сбора мусора необходимо, во-первых, принять региональный закон, регламентирующий эту деятельность, во-вторых — обязать регоператора перестроить логистику и организационную схему. В чем, конечно же, никто не заинтересован: почти за два года «мусорной» реформы никаких действий в этом направлении предпринято не было. В Самарской области сейчас 12 полигонов. Практически все они должны закрыться в связи с заполненностью в 2021 – 2024 годах. В будущем году планируют закрыть полигон в Сызрани (вместимость 1332,35 тысячи тонн) и новокуйбышевский полигон «Экология» (1419,37 тысячи тонн). В 2022 году будут выведены из эксплуатации еще 7 объектов: «Тимофеевский» (Тольятти), «Чистый город» (Чапаевск), а также полигоны в Кинель-Черкассах, Кошках, Похвистневском, Сергиевском и Шенталинском районах. А в 2024 году исчерпает мощности полигон в карьере «Северо-Восточный-1» (2706,72 тысяч тонн). Предлагается провести мероприятия по уплотнению слоев и усилению переработки органики, но по мнению специалистов, такие решения трудновыполнимы. Область будет вынуждена строить новые полигоны, иначе мусор начнут вывозить на несанкционированные свалки. В этом году должны были модернизировать полигон в Сызрани. В следующем ожидается введение в эксплуатацию объекта «Тольяттинский». В 2022 – построят полигоны в Хворостянском и Большечерниговском районах, а также экотехнопарк «Зелененький» в Волжском районе. И в 2023 – полигоны в Сергиевском, Кинель-Черкасском и Ставропольском районах.Но строительство даже "высокотехнологичных" экотехнопарков (с сортировкой и частичной утилизацией) вызывает протестные акции жителей тех населенных пунктов, где намечается стройка. Пример — село Мусорка (Ставропольский район), где активисты уже два года ведут борьбу против строительства, выходят на митинги и пикеты, пишут обращения на имя президента РФ. «Мусорный» пиар Раздельным сбором мусора в Самарской области занимаются волонтерские организации. Но не каждый может подъехать в определенный день и место, чтобы отдать макулатуру или стекло. Такие мероприятия носят важный, но скорее информационно-просветительский характер. А что делает регоператор «Экостройресурс»? Ставит сетки для сбора ПЭТ-бутылок. В 2019 году эксперимент по раздельному сбору мусора проведен на двух крупных мероприятиях – молодежном форуме «iВолга» и Грушинском фестивале авторской песни. Практику продолжили еще на паре мероприятий. Все это торжественно освещали в прессе. Тогда же была запущена акция по сбору крышечек и батареек. «#Добрые крышечки» проводились в рамках одноименной российской эколого-благотворительной акции. Потом был совместный проект с «Нестле Россия» – «Школа, ссуз, вуз – разделяй со мной», в рамках которого в 120 школах и колледжах Самары установили спецнакопители для ПЭТ-бутылок и отдельные — для крышек. Безусловно, с точки зрения PR-технологий такая деятельность регоператора – эпизодический раздельный сбор мусора «под камеры» – это хороший ход, который положительно влияет на имидж руководителей «Экостройресурса». Но это никак не сказывается на дальнейшем повышении доли переработанных отходов и выполнении показателей госпрограммы.К слову, имидж регоператора изрядно подмочен скандалами, связанными с судебными процессами, в ходе которых оспаривались и тарифы, и нормативы, и квитанции «на мертвецов», и трехкратное завышение оплаты для предпринимателей из-за «технической ошибки». По мнению эксперта по коммуникативному управлению, директора агентства «АКМ консалтинг» Сергея Беседина, пиар у регоператора есть, но он не в силах закамуфлировать откровенные провалы. «PR-служба у них есть, но к сожалению это все, что о них можно сказать. Использовать старый трюк с подменой понятий в духе «вот вы про нас гадости говорите, а смотрите, сколько мы хорошего делаем», то есть, переключать внимание на одноразовые или непрофильные акции, это не то, что не модно последние 20 лет, но и непрактично. Никакой пиарщик не исправит своим словоблудием отсутствие реальных результатов», – считает эксперт. Эко-депутат бездействует Задолго до «Экостройресурса» раздельным сбором ПЭТ-бутылок занималась ГК «Эковоз». Эта же компания в рамках соцпартнерства обслуживает контейнеры по раздельному сбору ТКО в Тольятти, установленные активистами общественного движения «Нам дорог город!». Как гендиректор «ЭкоВоза» Денис Волков всегда подчеркивает эко-ориентированность компании: не только вывоз мусора, но и сортировка, и глубокая переработка. Но вот в качестве депутата Самарской губернской думы Волков, являясь зампредом комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды, не смог проявить инициативу и выступить с предложением о принятии регионального закона о раздельном сборе мусора. Не выступал он и против тарифов регоператора, как сделали его коллеги. Хотя он горячо приветствовал принятие поправок в Конституцию. «Что особенно важно подчеркнуть, поправки закрепляют персональную ответственность. Так, согласно поправкам, которые предлагается внести в статью 114 Основного закона, правительство осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду», – заявил депутат. Учитывая, что повестку защиты окружающей среды крайне удобно использовать на предстоящих выборах, «экологически ответственных кандидатов» будет много. Но действующим депутатам, которые молча поддерживали несправедливые, как считают избиратели, действия монополиста в сфере обращения отходов, не стоит слишком рассчитывать на горячую поддержку. «Депутат Денис Волков пытается набрать политические очки за счет бизнесмена Дениса Волкова. Использование одного и того же актива дважды – не лучшая идея. То, что допустимо в бизнес-продвижении, никак не показывает результаты его работы как депутата. Основной «продукт» парламентария – это принятые и эффективно действующие законы. Если г-н Волков так «топит» за экологию, то почему он до сих пор не инициировал принятие закона по созданию системы раздельного сбора мусора? По крайней мере, публичных заявлений на этот счет не было», – размышляет Сергей Беседин. Он напомнил, что и у губернатора Дмитрия Азарова есть претензии к работе регоператора, о которых он заявлял в СМИ. В числе основных – отклонения от темпов реализации инвестпрограммы. «Хорошо, что хотя бы губернатор обратит внимание на опыт Татарстана. Думаю, что Дмитрий Азаров выполнит за депутатов работу и внедрит систему фандоматов, например. А депутатам надо помнить, что если им не нравится быть «слугами народа», то помощниками губернатора они обязаны быть», – напоминает эксперт. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, инфографика: ФедералПресс / Алена Ткачёва