В Авачинской бухте расчистят «кладбище кораблей»
Власти Камчатки направили в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) просьбу о необходимости поднять со дна Авачинской бухты 83 затонувших судна, которые портят внешний вид акваторий, являются источниками повышенной опасности для населения. Об этом сообщил ТАСС министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Каюмов.
«Проблема утилизации затонувших судов крайне актуальна для Камчатки: по нашим данным, в Авачинской бухте уже несколько десятилетий находится более 80 старых кораблей. Михаил Мишустин дал поручение нашему федеральному коллеге, министру транспорта России Евгению Дитриху проработать решения по очистке акваторий Дальнего Востока. Для этого глава Росморречфлота Александр Пошивай проехал по регионам ДФО и попросил региональные власти сформировать перечь судов, которые необходимо убрать в первую очередь. На Камчатке в этот список попали 83 из 84 старых судов, находящиеся в наших акваториях. Мы уже сформировали свои предложения по очистке вод и направили их федеральным коллегам», — сказал Владимир Каюмов.
Министр добавил, что в список «первоочередных на вывоз» попали суда, которые портят эстетический вид акваторий, нарушают безопасность прохода по фарватеру и оказывают негативное влияние на экологию.
«Мы понимаем, что не должен турист гулять по городской набережной и любоваться полусгнившими кораблями или находиться на палубе туристического лайнера и фотографироваться на фоне брошенных рыбацких шхун. Но это не очень просто — взять и утилизировать суда. У многих из них есть собственники, некоторые принадлежат министерству обороны, и мы по закону не можем делать что-то с ними. Федеральные власти предлагают решить этот вопрос по-другому: утилизировать суда за счет бюджетных средств, а потом взыскивать деньги с собственников», — пояснил Владимир Каюмов.
В середине августа в ходе рабочей поездки на Дальний Восток премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории от «кладбищ» кораблей. В конце сентября вице-премьер — полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев поручил министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов.
След «утопленника»
Вопрос пагубного экологического влияния затонувших судов на акваторию не настолько однозначен, считает начальник отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Татьяна Гордиенко. По ее мнению, оперативно нужно поднимать только те суда, которые представляют угрозу загрязнения окружающей среде.
«Есть такой документ — Кодекс мореплавания РФ, согласно которому оперативно из акватории должны вывозить только те суда, которые мешают судоходству, промышленному рыболовству и представляют угрозу загрязнения окружающей среде. Последняя позиция очень условная — речь идет о кораблях, которые затонули только что, и существует высокая вероятность разливов топлива. А те, которые лежат на дне десятилетиями, они уже стали частью экосистемы. Большинство из них заилено, в них живут ракообразные, поэтому нельзя однозначно сказать, что затонувшие суда наносят урон экологии «, — сказала Татьяна Гордиенко.
По ее словам, чтобы оценить негативное влияние затонувших судов на акваторию Авачинской бухты — необходимо проводить дополнительные исследования: «Этим никто никогда не занимался, да и объективно вряд ли будет делать. Сегодня к проблеме затонувших судов приковано внимание федеральных властей, поэтому есть основания полагать, что вопрос будет решен», — считает она.
Путешествие к железным великанам
До пандемии на Камчатке был популярен туристический маршрут к затонувшим судам. Практически каждый день собиралась группа желающих рассмотреть их поближе. Как рассказал организатор таких туров Андрей Дьячков, туристы по-разному воспринимают увиденное.
«Мы возим людей к стоянкам брошенных кораблей, которые находятся на окраине Петропавловска-Камчатского. Это идеальный вариант, чтобы необычно провести два-три часа на воде. Вид шикарный: ржавые „динозавры“ советского судостроения, сопки, сивучи. Такое уникальное сочетание дикой природы и промышленных достижений», — поделился Андрей Дьячков.
Гид отметил, что некоторые туристы, пренебрегая правилами безопасности, просят подняться на палубы старых посудин. «У нас же брошены не только советские, но и японские, корейские корабли — там все совсем по-другому. Конечно, это вызывает восторг у туристов, а кто-то, наоборот, с сожалением вздыхает. Но равнодушным такие туры никого не оставляют», — добавил он.
По разным подсчетам, в Авачинской бухте затоплено более 80 судов — как военных, так и рыболовецких. Есть среди них и шхуны браконьеров из азиатских и африканских стран. На Дальнем Востоке затонувшие корабли встречаются в водах рядом с Сахалином, Камчаткой, Хабаровским краем, Магаданской областью. Всего их более 1 тыс., при этом около 350 из них мешают движению в портах, по решению суда 20 кораблей необходимо поднять в 2020 году.