Экология Москвы: проблем нет?
Экология Москвы в цифрах: сколько средств потратят и чего уже достигли По словам председателя комиссии Мосгордумы по экологической политике Александра Соловьева, в ближайшие 3 года расходы городского бюджета на реализацию мероприятий по охране окружающей среды составят 264 млрд 437,2 млн рублей. Из них в 2020 году – 84 млрд 124,1 млн рублей, в 2021 году – 92 млрд 915,9 млн рублей, 2022 году – 87 млрд 397,2 млн рублей. С обширным докладом выступила заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова. По ее словам 7 из 14 государственных программ города Москвы содержат мероприятия, ориентированные на экологию. В частности, суммарно с 2011 г. в городе высажено 7 млн деревьев и кустарников. В рамках программы «Охрана окружающей среды» обеспечивается сохранение почти 18 тыс. га особо охраняемых природных территорий. с 2013 года высажено более 100 тыс. деревьев и 2,2 млн кустарников. 49,9% площади Москвы занимают природные и озелененные территории. В своем выступлении чиновник сообщила, что на решение экологических задач ориентирована транспортная политика Москвы: власти осуществляют меры по улучшению условий движения и снижению использования личного транспорта, переориентации горожан на общественные маршруты, а также увеличению числа автомобилей с более высоким экологическим классом. В результате в прошлом году рост пассажирских перевозок на общественном транспорте в сравнении 2010 годом составил 69%. 65% зарегистрированного в Москве автотранспорта и 88% автобусов «Мосгортранса» соответствуют экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Кроме того, введены ряд ограничений на въезд и движение автомобилей ниже экологического класса 3 в пределах Третьего транспортного кольца, ниже класса 2 – в пределах МКАД. Все это способствовало уменьшению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. «За последние 8 лет концентрация оксида углерода снизилась в 2,2 раза, оксида азота – в 1,9 раза, диоксида серы – в 2,3 раза, взвешенных веществ PM10 – в 1,5 раза», - отметила Семутникова. Говорилось также и об энергоэффективности – политика энергосбережения позволяет сэкономить значительное количество топлива и сократить выбросы: с 2010 г. на 13,6% снижен объем ежегодного потребления природного газа, на 14,7% уменьшились выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников. На 10,3 стало меньше выбросов от теплоэнергетического комплекса с 2015 г. Свыше 50 млн кв. метров недвижимости построено за 2011-2018 годы и подключено к теплоэнергоснабжению без роста потребления газа. Проводится реконструкция действующих очистных сооружений и строятся новые, благодаря чему повышается качество очистки сточных вод. Так, достигнуто снижение уровня загрязнения аммонийным азотом (сточные воды) нижнего течения Москвы-реки в черте города. Среднегодовые концентрации иона аммония уменьшились на 28%. До 2025 г. планируется проведение реконструкции 20 канализационных очистных сооружений, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Семутникова озвучила проблемы, над которыми работают власти, и рассказала об участии города в общероссийских экологических программах. «Для жителей ВАО такой периодически возникающей проблемой являются неприятные запахи. Для их ликвидации продолжается реконструкция полигона Кучино. Проводятся мероприятия на Люберецких очистных сооружениях. Что касается участия Москвы в реализации национального проекта «Экология», то столица давно проводит необходимые мероприятия. Но непосредственно город участвует в таких направлениях, как «Оздоровление Волги» и переработка отходов. Также планируем войти в проект «Сохранение уникальных водных объектов», так как намерены продолжить чистить московские водоемы. Москва демонстрирует приверженность международным целям устойчивого развития. И климатическая повестка для нас крайне важна. С 2013 года выбросы CO2 в столице снизились более чем на 10 млн тонн», - резюмировала заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Необходимость car-free house и противоречивость Юго-восточной хорды Присутствующие на мероприятии эксперты в целом похвалили усилия городской власти по улучшению экологии Москвы, обозначив ряд проблем. Профессор НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блимкин похвалил власти за развитие общественного транспорта, приведя следующие цифры - столице всего 100 млн кв. метров асфальта общего пользования и 5 млн автомобилей. На один автомобиль приходится 20 кв. метров. «Если бы не была реализована грандиозная программа развития общественного транспорта в Москве, мы уже столкнулись бы с экологической и транспортной катастрофами по полной программе. Здесь позитивные изменения абсолютно очевидны. Среди задач на перспективу видится необходимость дальнейшего снижения числа автомобилей класса Евро-2 и ниже. Их загрязняющий эффект – настоящая беда для города. Менее очевидная проблема – это зимняя резина в условиях теплой московской зимы. За сезон шипами в воздух поднимается 400 тонн асфальтовой крошки», - считает эксперт. По мнению Блимкина, при планировании городской среды нужно использовать мировой опыт car-free house – оставлять среди жилой застройки пространства, свободные от автомобилей. «В Москве должны появиться дома, свободные от автомобилей, за что придется проголосовать депутатам. Эта практика широко применяется в Европе, когда получая, покупая или арендуя квартиру человек, подписывает соответствующий договор. В ином случае, город будет сплошь заставлен машинами, и все усилия по озеленению, оздоровлению среды будут напрасными, - подчеркнул он. Блимкин также коснулся вопроса строительства Юго-восточной хорды, которое волнует москвичей и вызывает противоречия. «Жители окрестностей Кусковского парка говорили, что она проходит через парк, хотя вырубка деревьев проходила по кромке, которая к массиву вообще не относится. В общем, рубят деревья, люди возмущены. В то же время, жители противоположной стороны пишут письма по поводу того, что пока те защищают свою растительность, у нас эстакаду строят прямо под окнами и это правда. А у обитателей поселка Некрасовка нет нормального выхода, приходится объезжать кругами. Поэтому это объективная городская проблема», - добавил эксперт. Проблема свалок и раздельного сбора отходов Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Петросян заметил важность постановки проблем рационального природопользования и экологической безопасности со стороны депутатского корпуса. По его словам, последние годы характеризуются улучшением качества воздуха в Москве в целом и, особенно, в ее центре. «Что касается водных систем то в результате антропогенного воздействия предприятий и не очень экологически дружественного поведения населения наблюдается их деградация. А вот почва в городских парках благодаря усилиям властей претерпевает как раз правильные трансформации. Уровень загрязнения почв и содержания тяжелых металлов снижается», - полагает Петросян. Одной из значительных проблемных точек Москвы является ситуация со свалками, где отходы накапливались десятилетиями. «Фактически это – химические бомбы замедленного действия. Старые свалки продолжают свою химическую жизнь, выбрасывая в воздух диоксины и прочие опасные вещества», - сказал эксперт. Для решения проблемы существует несколько программ по введению новой системы управления твердыми коммунальными отходами. В данном отношении область опережает город, где процесс движется недостаточно быстро. «В регионах введена система сбора твердых коммунальных отходов в 2 разных контейнера: сухие отходы (бумага, картон, стекло, металл, пластики) и влажные отходы (пищевые и растительные). На московских контейнерах сегодня написано: вторсырье и смешанные отходы. Люди просто не понимают, что это такое, бросая отходы в оба контейнера. Если уже есть сложившаяся классификация, устоявшаяся в стране, не следует выдумывать свою собственную, изобретая велосипед. Москвичи, живущие зимой в городе, летом в области не будут держать в голове эти разные подходы», - констатировал Петросян. Зеленые зоны и отсутствие подземных парковок в центре города Заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения ИНП РАН Борис Ревич выразил мнение, что в целом экологическая ситуация в Москве улучшается, но ей пока далеко даже до столиц стран Восточной Европы. «Огромное значение имеют метеорологические факторы, которые создают особенности застройки зданий. К сожалению, раньше в советские времена в аэродинамических трубах исследовались те потоки, которые наблюдались вокруг этих зданий, теперь данная практика полностью прекращена. Если посмотреть на огромные жилмассивы в Новой Москве, возникает большой вопрос, насколько там вообще благополучная ситуация с точки зрения рассеивания загрязняющих веществ», - сообщил эксперт. Далекой от идеала Ревич назвал ситуацию с зелеными зонами Москвы, оспорив цифры 49,9% от городской площади, названную заместителем руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды. «Дай бог, чтобы это были 2-3%. Уберите отсюда всю территорию Лосиного острова, куда не дошла нога человека. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения существует такой параметр как «мобильность». Это значит, что человек за 15 минут должен дойти до какого-то зеленого островка. Некоторая работа в этом направлении велась, но сейчас она застопорилась», - рассуждал эксперт. Затронул он и вопрос подземных паркингов. «Если в советские времена был запрет определенных структур на использование подземного пространства Москвы, то сейчас совершенно непонятно, почему у нас нет парковок в центре города», - добавил Ревич. Эксперт охарактеризовал новый градостроительный кодекс как «ужасный» и «катастрофический», поскольку он не способствует снижению климатических рисков. Москве необходимо задаться этим вопросом, в особенности в центре. «В 2011 г. Москва потеряла 11 тысяч жителей. После этого Собянин подписал замечательную программу, но ее необходимо совершенствовать в области доступности зеленых насаждений и улучшения исследований градостроительства и планировки», - утверждал Ревич. В заключение депутат Мосгордумы от «Справедливой России» Александр Соловьев, подытоживая сказанное, отметил, что нужно более четко доводить до граждан улучшающуюся городскую экологическую динамику, поскольку в обществе в данном аспекте существует определенное недоверие к властям. С этой целью он убежден в необходимости создания и применения статистических показателей, позволяющих сравнивать качество жизни в Москве с другими городами мира. Таким образом, участники мероприятия, несмотря на отдельные проблемы, считают – с эффективностью в вопросе экологии в городе все в порядке.