Застарелая проблема. Как влияет завод «Русала» на экологию Красноярска

Поговорили и разошлись Скандальная история произошла в алюминиевой столице России – Красноярске. Здесь прошли общественные обсуждения, посвященные выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) Красноярскому алюминиевому заводу (КрАЗ), входящему в состав «Русала». КЭР с нынешнего года должны иметь все организации, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду. Каждое КЭР должно содержать нормативы выбросов и сбросов вредных веществ, образования отходов, программу производственного экологического контроля и др. По сути, КЭР призвано заменить ранее выданные экологические документы. Материалы, обосновывающие предоставление КЭР, должны выноситься на рассмотрение общественности. После них заявка на получение КЭР подается в территориальный орган Росприроднадзора, который и решает вопрос об его выдаче. Если решение положительное, то предприятие получает КЭР сроком действия 7 лет. Это в идеале. В реальности общественные обсуждения в Красноярске прошли с «огоньком». По словам экологического активиста Глеба Марьясова, за два часа до них в зал администрации Советского района Красноярска были привезены рабочие с КрАЗа. Они составили в общей сложности две трети от находящихся в зале. В результате уже за час до мероприятия сидячих мест было мало и экологическим активистам пришлось стоять. Диалога между собравшимися не получилось. Общественники задавали вопросы «неудобные» вопросы докладчикам, рабочие (правда, далеко не все) перекрикивали их. Даже дважды пришлось вызывать полицию. В итоге активисты заявили, что обсуждения не легитимные, зато рабочие КрАЗа промолчали. «Они вообще в массе своей сидели тихо, ничего не делали», – рассказал Глеб Марьясов. «Никакого голосования на мероприятии не было. Формально обсуждения материалов по оценки воздействия КрАЗа на окружающую среду проведены и все. По регламенту был сделан ряд нарушений: не было озвучено, сколько человек пришло, не выбирался председатель, он был назначен», – сообщила экологический активист Наталия Подоляк. Базовое предприятие алюминиевой монополии КрАЗ – один из основных заводов «Русала». В 2018-м году он произвел 1,015 млн тонн алюминия, в первой половине 2019 года – 504 тыс. тонн. Естественно, что такое предприятие не может не выбрасывать целую гамму опасных веществ, начиная от соединений фтора, сернистого ангидрида и оксида углерода и заканчивая бензопиреном и смолистыми веществами. Согласно презентации «Русала», датированной апрелем 2017 года, на КрАЗе с 2004 года реализовывались мероприятия по повышению его экологической безопасности. Были построены газоочистные установки, обеспечившие максимальное улавливание фторидов, внедрена система автоматической подачи глинозема, переведены электролизеры на технологию сухого анода, претворялся в жизнь проект «Экологический Содерберг». В результате валовые выбросы загрязняющих веществ на КрАЗе в период с 2004 по 2018 год должны были сократится на 39 %. «Масштабная программа экологической модернизации на Красноярском алюминиевом заводе ведется с 2004 года. За этот период количество выбросов завода снизилось на 40 %, а если сравнивать с 1980 годом – в 4,5 раза. Все корпуса КрАЗа оснащены современными газоочистными установками с эффективностью улавливания основных загрязняющих веществ более 99 %. Объем ежегодных финансовых вложений в природоохранную программу КрАЗа, включая внедрение инновационных разработок, составляет более 1 млрд рублей», – прокомментировали в пресс-службе «Русала». Еще на КрАЗе планировалось установить инертные аноды, которые не расходуются в процессе производства алюминия. Электролизеры с такими анодами выделяют не опасные соединения, а кислород. Про них «Русал» заявил довольно давно. В феврале 2013 года он сообщил о начале стендовых испытаний промышленного электролизера на силе тока в 3 килоампер, использующего подобный анод. В пресс-релизе компании уточнялось, что если эксперименты окажутся удачными, то в 2015 году «Русал» собирался проводить испытания электролизеров с инертными анодами на КрАЗе, рассчитывая через два года приступить к переводу предприятия на такие электролизеры. Но про это «Русал» победных реляций пока не публиковал. У каждого выброса свой источник Тем не менее, несмотря на все экологические достижения КрАЗа, его присутствие в черте города причиняет жителям неудобства – выбросы с завода долетают и до них. «Нынешним летом выбросы были особенно часты, – говорит Глеб Марьясов. – Один раз город даже накрыла дымка. Власти заявили, что это – туман, экологи, что это – выбросы с КрАЗа. И был неприятный запах. Я прошелся вечером по центральной части Красноярска, воняло повсюду и явно не бензином. Чем – не знаю, но уж точно не от мусорных баков пахло». «Выбросы с КрАЗа обычно бывают в 3-4 часа ночи. Каждый коренной красноярец по запаху может различить откуда идут выбросы. Выбросы с КрАЗа не перепутаешь ни с чем», – констатирует Наталия Подоляк. Специалисты допускают, что выбросы с КрАЗа могут разлетаться на большие расстояния, затрагивая не только город, но и его окрестности. «Я наблюдаю за состоянием сосняков в пригородной зоне Красноярска с 2002 года. Оказалось, что состояние хвойных деревьев сильно ухудшилось – у них на макушках крон с 2012 года регулярные ожоги хвои. Наши исследования показали, что повреждения, вызываются токсическими веществами неустановленной природы, переносимыми по воздуху, – сообщила старший научный сотрудник Института леса Галина Полякова. – Я уверена, что ожоги вызываются выбросами Красноярского алюминиевого завода, хотя по его отчетности все обстоит нормально. Мне известно, что в воздухе Красноярска содержание оксида алюминия, увеличились в 88 раз. Чтобы это проверить официально, необходимо получить данные с поста наблюдения в микрорайоне «Северный». Краевое министерство экологии не спешит их опубликовать, несмотря на наши запросы». По ее словам, имеются данные о накоплении соединений фтора в растениях рощи Академгородка и в снежном покрове заповедника «Столбы». Оба объекта расположены в 20 км от КрАЗа. Это доказывает далекий перенос ядовитых соединений, выбрасываемых КрАЗом. Сохранить нельзя закрыть Главный же вопрос, оставшийся нерешенным после общественных обсуждений, - что делать с КрАЗом? Как было отмечено выше, он – один из основных заводов «Русала». Для компании важно его сохранить: на него приходится почти четверть выпуска алюминия в «Русале», он обеспечивает работой немало жителей Красноярска. По мнению Наталии Подоляк, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать снижение производства алюминия на предприятии до 850 тыс. тонн. Но на это «Русал» может не пойти, так как тогда завод будет нерентабелен. Есть и другой вариант – прекращение работы КрАЗа. «КрАЗ надо закрыть, тем более, что «Русал» построил Богучанский алюминиевый завод и не может его толком загрузить. Это уникальное явление: миллионный город предприятие травит, используя самую отсталую технологию производства алюминия», – указывает Галина Полякова. Однако мощности первой серии Богучанского алюминиевого завода (298 тыс. тонн), запущенной в марте 2019 года, не хватит для полного замещения производства КрАЗа. Поэтому рассматривать его в качестве полноценной альтернативы КрАЗу нельзя. В итоге КрАЗ, как и прежде, будет работать и загрязнять воздух Красноярска, тогда как местные жители – страдать от его выбросов. Фото: rpn.gov.ru

Застарелая проблема. Как влияет завод «Русала» на экологию Красноярска
© РИА "ФедералПресс"