Войти в почту

Академик Российской экологической академии, доктор биологических наук, член экспертного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, начальник мастерской «ГАУ Институт Генплана Москвы» Александр Минин рассказал «Вечерней Москве» об экологической ситуации в городе и о том, что может сделать каждый из нас уже сегодня, чтобы помочь природе. — Расскажите о Москве как о мегаполисе в природном отношении? И об атмосферных процессах, которые происходят в городе? — Москва — весьма примечательный и своеобразный в природном отношении мегаполис в сравнении с другими мировыми крупнейшими городами. В основном они располагаются на побережьях морей, океанов, берегах крупных рек. На стыке суши и воды формируются активные обменные процессы — бризы, которые «продувают» города и поддерживают в них благоприятную экологическую ситуацию. Москва — крупнейший мегаполис планеты, располагающийся в центре огромной равнины, за тысячи километров от морей и гор, в области умеренно континентального климата. Здесь четко выражены четыре времени года, жаркое лето и суровая зима, преобладает западное направление ветров, но летом нередки и восточные. Наш город развивался, как и любой природный объект в однородной среде (река Москва стала препятствием в развитии города лишь для Бульварного кольца, которое осталось незамкнутым), осваивая прилегающие территории по периметру круга, кольцами. Шаровидные, округлые формы в природе наиболее экономичны и эффективны с энергетических позиций; для древних городов на равнинах круговая планировка с последовательными рядами защитных сооружений была наиболее эффективна при обороне. Кроме того центрическая, радиально-кольцевая структура плана столичного города отвечала монархическому началу в государственном устройстве. Важно отметить также сохранение в Москве на протяжении истории больших по площади усадебных комплексов, которые также вносили вклад в экологическую стабильность территории по мере их поглощения городом. Экологическая ситуация — понятие широкое. По загрязнению воздуха, вероятно, стало лучше благодаря обновляющемуся на более современный машинному парку с более экологичными двигателями и топливом (автомобили вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе). Но это ведь не только загрязнение воздуха. Несмотря на все разговоры об экологических приоритетах, возрастает в старой Москве (да и в новой тоже) плотность застройки. Транспортные коммуникации развиваются еще более стремительно. Увеличивается количество населения, и в целом пресс на природную среду города устойчиво возрастает. К тому же, чтобы оценивать изменения ситуации, необходимо иметь длительные ряды объективных сопоставимых данных о состоянии компонентов природной среды, с чем есть проблемы. Поэтому некоторые общие направления стратегии устойчивого развития Москвы вытекают из сложившейся ситуации. Это максимальное сокращение производства, связанного с загрязнением природной среды, и развитие сферы услуг; жесткое регулирование и формирование системы стимулирующих и ограничивающих мер в сфере транспорта, направленных на повышение эффективности организации движения, экологических требований к транспортным средствам и топливам, развитие общественного транспорта и т.д.; жесткая миграционная политика и в идеале перенос столицы из Москвы (страна большая и надо давать стимулы развития другим регионам, да и Москву разгрузить от излишнего внимания); формирование эффективной и научно обоснованной системы природных и особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий в городе (природно-экологического каркаса), повышение качества зеленых насаждений с целью максимально эффективного выполнения ими жизненно необходимых для города экосистемных функций. СПРАВКА Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вновь принимает заявки на лучшие проекты, связанные с экологическими решениями для города. Принять участие могут все желающие. Конкурс проводится по двум направлениям: лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий столицы и лучший проект в области охраны окружающей среды. Конкурс призван повысить экологическую осознанность москвичей, поддерживать организации, студентов, аспирантов и преподавателей профильных вузов в создании инновационных проектов для восстановления и развития зеленых зон столицы, важных для всего городского сообщества, и привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды. Проекты будет рассматривать экспертный совет при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, который возглавляет Кульбачевский. Жюри будет обращать внимание на инновационность решений для теоретических проектов и на реальный вклад уже реализованных проектов в охрану окружающей среды, а также на их социальную значимость. Подробнее прочитать о правилах конкурса можно здесь и здесь.

Московский бриз
© Вечерняя Москва