Эксперт: азы экологической науки необходимо изучать в школе

Заместитель председателя комитета парламента Кабардино-Балкарии (КБР) по аграрной политике, экологии, природопользованию и земельным отношениям, руководитель регионального отделения Российской экологической партии "Зеленые", доктор биологических наук, профессор Сафарби Шхагапсоев считает, что при решении проблем экологии многое зависит от образования и воспитания человека. Он предлагает ввести в школьный курс предмет "Экология" для старшеклассников, а для чиновников разработать специальное пособие с данными о природных богатствах конкретного субъекта Федерации — того, где они трудятся. О своих предложениях Шхагапсоев рассказал в интервью ТАСС. — Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской предлагает вернуть в школьный курс предмет "Природоведение". Как вы относитесь к такой идее? — Предложение федерального министра Донского очень актуально. Во всех общеобразовательных учреждениях РФ такой предмет есть, название немного другое, но он изучается. В свое время природоведение в начальных классах мы перевели на кабардинский и балкарский языки и в нескольких образовательных учреждениях экспериментально его вели. Как бы ни назывался предмет в школе, суть одна, содержание одно. В предмете "Биология" есть небольшой раздел — "Общая экология". Мое предложение такое: ввести в старших классах учебный курс "Экология Кабардино-Балкарии". Мы в этом деле не пионеры, подобный предмет введен в ряде субъектов РФ, в частности в Краснодарском крае. Там в свое время, лет восемь-десять назад, написали прекрасный учебник, ориентированный на старшеклассников, — "Экология Кубани". Я был одним из рецензентов. Подобное я предложил сделать и здесь. — Что необходимо для реализации вашей идеи? — Надо собрать коллектив знающих специалистов, написать этот учебник и ввести предмет в школьный курс. В учебном плане есть региональный компонент, где преподаются родные языки, история, культура народов, география. В плане нужно найти место и для курса экологии. — Как это поможет изменить ситуацию к лучшему? — Мы говорим об экологическом воспитании детей и молодежи, об экологическом образовании, мы даже стараемся ввести элементы экологии для ознакомления в дошкольных образовательных учреждениях. Азы экологической науки человек должен предметно изучать на уровне старшей школы. Экология — это не санитарно-эпидемиологическое состояние среды. Экология — это наука, которая имеет свои законы, правила. Специалиста-эколога я сравню с врачом, который проводит профилактику болезней. Надо знать слабые места в экосистеме и предупреждать проблемы — до того, как возникнет необходимость в ее "лечении". Экономика, экология, социальная сфера, в частности медицина, — это триединое целое. Нужно, чтобы это все поняли. 2012 год в России был Годом охраны окружающей среды. Через четыре года президент РФ второй раз обратил внимание на проблемы экологии, и сейчас у нас Год экологии. На заседании Совета безопасности в декабре 2016 года глава государства обозначил ряд проблем: дефицит питьевой воды во многих субъектах Федерации, ужасающее состояние воздуха в мегаполисах, распространение социально значимых болезней и т.д. Это сложнейшие взаимосвязанные параметры — состояние воды, воздуха, качество продуктов питания. Это и окружающая среда — лес, животные, растения. — На что нужно обратить внимание конкретно в Кабардино-Балкарии? Есть ли проблемы с охраной и защитой достопримечательных мест? — Мы занимаем одно из ведущих мест в стране по организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 28–29% территории Кабардино-Балкарии находится под охраной. Это положение надо использовать эффективно, со знанием дела и с пользой для экологии и охраны окружающей среды, хозяйственной деятельности. Надо четко очертить границы, четко обозначить, где хозяйственная деятельность человека возможна, а где нет. Безусловно, это финансово затратные вещи. Но это и не такая уж большая, неподъемная сумма, даже в нынешних условиях. Мы находимся в центральной части Большого Кавказа, в самом красивом и самом уютном месте. У нас гораздо больше достопримечательностей, чем на западе и востоке. В начале прошлого века мы входили в Терский округ. На его территории было около 40 небольших заповедников. Это были особо охраняемые территории. Люди исключали их из хозяйственной деятельности: там никто не косил, не вывозились дрова, на этой территории никто не охотился. Первый заповедник в Кабардино-Балкарии появился в 1976 году. Это Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник, охватывающий самую высокогорную часть Центрального Кавказа. Территория уникальная. Он создан для охраны животного мира и растений высокогорья. Национальный парк "Приэльбрусье" — это другая организационная форма, где наряду с охранными мероприятиями возможна и хозяйственная деятельность. Он образован в 1987 году и имеет площадь более 1 тыс. гектаров. Также в КБР есть девять так называемых республиканских заказников. Есть памятники природы, с которыми очень много проблем. Они связаны с организацией этих территорий, определением границ, наличием паспортов, соответствующих внутренних структур и так далее. После того как мы заслушали на "правительственном часе" в республиканском парламенте доклад о состоянии особо охраняемых территорий КБР, по предложению председателя Татьяны Егоровой вопрос был поставлен на особый контроль. Нужно на научной основе проинвентаризировать ООПТ в республике, выявить эффект от их деятельности. — Какие составляющие решения экологических проблем вы выделяете? — Природные ресурсы небесконечны, достаточно посмотреть на состояние лесной растительности. Площадь, покрытая лесами, по официальным подсчетам, в целом не уменьшается, но составляющие ее компоненты, виды деревьев меняются. Скажем, в начале XX века основополагающей породой дерева во всех наших лесах был бук. Сейчас он занимает меньше 50%, но то, что осталось, — в недоступных местах. Или возьмем воду в наших реках: раньше ее можно было пить и у источников высоко в горах, и в низменной части республики. Сейчас представить себе такое сложно. Это все — результат влияния человека, антропогенных процессов. Что надо делать? Первое — эффективно использовать ООПТ. Второе — экстенсивный способ использования ресурсов заменить на природосберегающие технологии, сохранить для потомков то, что мы имеем. Природе нужно отдавать столько же, сколько забираешь. Этот процесс и называется устойчивым развитием. Третий момент — это экологическое воспитание и образование, экологическая культура. — Какие еще механизмы можно использовать, чтобы сегодня обратить большее внимание на проблемы экологии? — Мое предложение такое: рекламировать экологические знания, подготовить и издать справочник "Природные ресурсы КБР". Такой справочник был издан в 1957 году, но с тех пор многое изменилось в состоянии природной среды. В справочнике будет все, начиная от динамики народонаселения и заканчивая уровнем экологической культуры в республике. Также в целях поощрения работников в области природопользования и охраны окружающей среды мы хотим внести изменения в закон "О наградах Кабардино-Балкарской Республики" и учредить звание "Заслуженный эколог Кабардино-Балкарской Республики". Такое звание есть в 62 субъектах страны, и более того, есть федеральное звание "Заслуженный эколог Российской Федерации". Беседовала Асият Гериева

Эксперт: азы экологической науки необходимо изучать в школе
© ТАСС