Войти в почту

Канализационные реки, мусорные берега: можно ли превратить реки Владивостока в гордость города?

Каждую весну во Владивостоке на протяжении его жизни происходит одна и та же история: сразу после таяния снега во дворах, лесах, на берегах заливов и рек показываются горы мусора. По заведенному порядку активные жители города выходят на субботники, позволяя ответственным за это людям не тратить на уборку свои силы и деньги (которые, тем не менее, не перестают выделять). Если свои же дворы народ худо-бедно убирает, то вот до рек у них руки не доходят, поэтому встает вопрос: а кто же обязан убирать и очищать городские реки и склоны возле них. Как и все в нашей жизни, эта проблема тоже не лишена надуманных сложностей. Хозяин есть у всего – даже у реки и мусора Следуя простой человеческой логике, все должно быть донельзя просто: раз река во Владивостоке, значит, и отвечает за нее администрация города. Но логика обывателя быстро разбивается о камни из логической цепочки чиновника. Дело в том, что реки Владивостока по ст. 55 Водного кодекса РФ, принадлежат не городу. Все они находятся в федеральной собственности. Таким образом, несмотря на то, что река течет по городу, отвечать за нее должен департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Однако и в департаменте свою причастность к городским рекам отрицают. По словам представителя краевого департамента, в этой ситуации речь идет о граничащих полномочиях: так как река протекает по территории Владивостока, заниматься ее уборкой и содержанием должен город. Точно также происходит и в других городах Приморья: все работы по очищению, дноуглублению и другие проводят главы муниципалитетов, а не департамент. В зависимости от ситуации, они делают это за счет своего бюджета или получают дотации на проведение соответствующих работ. Итак, вода в реках – краевая, соответственно заниматься уборкой, предотвращением загрязнения и измельчения должны заниматься сотрудники департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. А вот очисткой берегов и склонов возле рек занимаются (во всяком случае, должны) сотрудники администрации Владивостока, по крайней мере, так корреспонденту PRIMPRESS объяснили в пресс-службе городской администрации. Там же рассказали, что мусор с берегов рек убирают, но этот процесс невероятно трудозатратный. К тому же, по мнению сотрудников администрации Владивостока, у каждого мусора есть хозяин – ведь кто-то его принес и оставил, а убирать не собирается. Очистка берегов рек от мусора, по словам пресс-секретаря мэрии, проводится раз в год. Экологическая безысходность Экологи уже давно бьют тревогу по поводу экологического состояния рек Владивостока – Первой речки, Второй речки, Объяснений, Седанки и Черной речки. Состояние Первой речки оставляет желать лучшего. Грязь и трубы - вот, чем радует Вторая речка горожан. Река Объяснений собирает грязь и несет через полгорода. Жители частного сектора и отдыхающие на природе оставляют тонны мусора. Черная речка также не отличается чистотой. «Состояние рек во Владивостоке, а особенно в пригороде, никакое. Об этом надо уже кричать! Экология рек, которые впадают в Амурский залив, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Кроме очевидного момента, того, что в реки сбрасывают мусор, есть еще одна серьезная и частично скрытая проблема – сброс канализационных вод в реки, как с частных подворий, так и с предприятий. Сейчас ситуация с экологическим состоянием рек имеет статус безысходности», – считает Михаил Суржик, заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Дальневосточная экологическая комиссия». Что мы можем увидеть вместо рек-вонючек Пока экологи бьют тревогу, а мэрия и край кидают друг в друга обязанности следить за состоянием рек и берегов, в других городах России и соседних стран с этой же проблемой как-то разобрались. Помимо того, что в реках нет мусора, они еще и центрами туризма становятся. Так, например, произошло в близком нам и по расположению, и по духу Сеуле. В центре города течет Чхонгечхон – ручей шириной 13-19 метров. В прошлом веке по оба берега от него стали появляться лачуги, жители которых выбрасывали весь мусор в ручей, и нечистоты сливали туда же. В 60-х власти приняли решение закатать Чхонгечхон в трубу, а сверху проложить автомагистраль. Только в начале 2000-х власти решили вернуть реку горожанам. В итоге сейчас Чхонгечхон – прекрасное и всемирно известное место для пеших прогулок и фотосессий. Вдоль нее восстановили пешеходную зону, которую поделили на несколько тематических маршрутов: парк камней, репродукции работ художников XVIII века, восстановленный исторический участок, демонстрирующий быт жителей старого Сеула, пространство для современных художников, «Стена желаний», на которой горожане записывают свои мечты. Здесь устраивают городские праздники, парады и рынки по выходным. На то, чтобы достать реку из труб и убрать автостраду, а также превратить берега реки в достопримечательность, у властей Сеула ушло 281 млн долларов. В России, на удивление, тоже полно примеров, когда маленькие реки, в которые годами сливали канализацию и выбрасывали мусор, превратились в ухоженные места, привлекающие туристов. Так произошло с рекой Упа в Туле. Построенный при Петре оружейный завод отравлял реку и мозолил глаза горожанам. В воду сбрасывались нечистоты, мусор и ил дошли уже до поверхности, а из-за кустов уже не было видно воды. В 2012 году власти города решили очистить реку и берега от мусора, выровнять землю, укрепить берега и углубить дно. Упа обрела первозданный вид, а по две стороны от нее появились ухоженные набережные с газоном, лавочками и ротондой. Планы города на этом не заканчиваются: в ближайшие два года власти намерены сделать все то же самое с рекой во всем городе, пустить вдоль нее прогулочную зону, а по воде- речное такси. О необходимости срочно очистить русло реки и построить приличную набережную у реки Волхов решили власти Великого Новгорода. Проект стоимостью 4,4 миллиарда рублей предусматривает очистку реки, углубление дна и строительство набережных общей протяженностью 20 км. Почему нет? В администрации Владивостока над вопросом «почему бы не облагородить реки, не сделать набережные и прогулочные зоны» только посмеялись. Приводить реки города в божеский вид в ближайшее время никто не собирается. Из аргументов: мусор, бомжи и теплотрассы. А еще благоустройство – это масштабный проект, а без него установка лавочек будет бессмысленной.

Канализационные реки, мусорные берега: можно ли превратить реки Владивостока в гордость города?
© Primpress