В Екатеринбурге к 410-летию Дома Романовых представили кукольных императоров, императриц и членов их семей

В череде мероприятий фестиваля "Царские дни", который завершился в Екатеринбурге, было одно негромкое, но невероятно трогательное - выставка авторских кукол "410 лет Дому Романовых". Идея организаторов состояла в том, чтобы представить на суд зрителей (и строгого жюри, разумеется) кукольных императоров и императриц, членов их семей, а также персонажей, без которых история Дома Романовых была бы неполной.

В Екатеринбурге к 410-летию Дома Романовых представили кукольных императоров, императриц и членов их семей
© Российская Газета

В результате в небольшом зале старинного особняка Поклевских-Козелл (ныне - главном здании Свердловского областного краеведческого музея) свысока посматривают друг на друга Елизавета Петровна и две Екатерины II, Михаил Федорович, несколько Петров Великих, Павел I в разных воплощениях, Александр I с супругой и Николай II с семейством. Княгиня Дашкова склонилась над книгой, парочка Распутиных обдумывает свои темные делишки, а с красавицей Зинаидой Юсуповой (винтажный плюш, опилки, хлопок, бисер, стразы) по воле автора и вовсе приключилось странное - стала она неведомой зверюшкой в кокошнике а-ля рюс. Ну вот художники... они так видят иногда.

И все же большинство мастериц создавали своих царственных кукол с любовью и почтением к их прототипам, со знанием дела - тут и портретное сходство, и мельчайшие детали исторического костюма, и понимание исторического контекста. Поэтому приковывает взгляд, например, "Маленький Павлуша, Павел I", царственный ребенок с игрушечной лошадкой и недетским выражением лица, за эту работу Елена Новицкая из села Долгодеревенское Челябинской области получила Гран-при. А я хочу воспользоваться служебным положением и рассказать об одной кукле, которая очаровала не только меня, дилетанта, но и министра культуры Свердловской области Светлану Учайкину, а уж она-то, много лет проработав директором кукольного театра, в куклах разбирается профессионально. Покорила нас особа вида нецарственного, бабушка с лучистыми зелеными глазами и добрейшей улыбкой на морщинистом лице - кормилица Александра III Екатерина Лужникова. Ее создала моя коллега, сотрудница Екатеринбургского филиала "Российской газеты" Татьяна Малицкая. И заняла первое место в номинации "Дебют".

- Я долго придумывала, какую куклу сделать для участия в выставке, - признается она. - Императора? Распутина? А потом нашла сюжет с русскими кормилицами, которые фактически выкормили царей и цариц, зачастую для младенца кормилица была ближе родной матери, ведь именно с ней он проводил большую часть времени - и сразу все встало на свои места. Особенно вдохновила меня история Лужниковой, с которой до самой ее смерти Александр III сохранял добрые отношения.

Теперь кормилицу ждет выставка, обещанная лично министром культуры, а Татьяну - мастер-класс известного художника по куклам в Санкт-Петербурге.