Войти в почту

Артем Павлов: Как «читать» лицо собеседника без магии и эзотерики

Бывает такое, что вы смотрите на человека и сразу понимаете, что от него не стоит ждать ничего хорошего. Но откуда берется это понимание? Почему с одними людьми мы чувствуем себя спокойно, а рядом с другими стараемся не сказать лишнего? , психолог, физиогномист, автор книги «Взлом лица» и Руководитель НИЦ «Физиогномика», рассказывает, как на наш стиль коммуникации влияет внешность собеседника и для чего нужно учиться распознавать черты лица.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Артем Павлов

Психолог, физиогномист, автор книги «Взлом лица» и Руководитель НИЦ «ФИЗИОГНОМИКА», основатель центра Нейромаркетинговых исследований «PavlovLab»

Что такое физиогномика

Если мы откроем Википедию, то прочтем, что физиогномика — это классическая лженаука, наравне с нумерологией и хиромантией. Этим словом называют архаичные представления о том, как лицо связано с жизненным путем человека, например, китайская физиогномика находит на лице черты богатства или черты безбрачия, но это лишь одна сторона.

Есть второе понятие этого же термина: физиогномикой также называют комплекс методик, которые позволяют определить по внешности человека — по лицу, одежде и поведению — его психотип, и на основании этого понять, кем является наш собеседник, какие у него ценности, сильные и слабые стороны, как он будет себя вести в той или иной ситуации, что ему нужно сказать, как с ним правильно взаимодействовать. Это делается чтобы достигнуть желаемых результатов общения и прогнозировать поведение собеседника.

Это научная физиогномика, которой сегодня занимаются психологи, и в ее основе лежит научное знание о человеческой психике, эволюционных и коммуникационных механизмах, об особенностях человеческого восприятия.

Как люди «читают» лица друг друга

Для того, чтобы «считывать» лица, не обязательно быть профессионалом. Мы делаем это каждый день, каждый раз, когда вступаем в коммуникацию. Когда мы встречаемся с человеком и смотрим ему в лицо, наш мозг проводит быстрый анализ собеседника, он длится доли секунды — 30 миллисекунд. За это время мозг решает 3 задачи:

Определяет, насколько безопасен собеседник.Решает, насколько подходит или не подходит нам человек для продолжения рода, если это представитель противоположного пола.Определяет, кто здесь главный.

Если вы будете вспоминать общение с разными людьми, то наверняка вспомните случаи, когда вы только человека увидели — и сразу поняли, что надо быть поосторожнее, более внимательно отнестись к его аргументам и не спорить.

Это значит, что мозг вам подсказал — ваш коммуникативный партнер является потенциальным агрессором или доминантом относительно вас. Либо наоборот, когда вы смотрите на человека, и у вас возникает ощущение, что будет легко его в чем-то убедить, он поддается на ваши аргументы. Подобный анализ мозг проводит в обход нашего рацио. Он обрабатывает данные, которые уже накоплены в памяти в ходе обучения и эволюции, и лицо собеседника играет в этом одну из главных ролей. Для примера возьмем характеристику нижней челюсти.

Нижняя челюсть в животном мире отражает стратегию защиты и нападения. В зависимости от того, как устроен челюстно-лицевой аппарат, особь либо более опасна, либо не представляет угрозы. В животном мире такие представители определяются как доминантные, а среди людей — как лидеры и харизматики.

И наверняка у вас были такие в жизни ситуации, когда вы видели человека, который вроде сам по себе щупленький, но обладает широкой и хорошо очерченной нижней челюстью. При скромных габаритах такой человек все равно производит впечатление внутренней силы. Из этого можно сделать вывод, что люди с сильно выраженной нижней челюстью, при прочих равных, будут более уверены в себе, чем люди с легкой челюстью. Появляется вопрос: так это размер челюсти определяет уверенность или уверенность как-то влияет на рост кости?

На самом деле ответ скрыт в совершенно другой плоскости — в социальной перцепции. Это эволюционно обусловленное понятие, от которого зависит восприятие человека человеком в социальном контексте.

Когда ваш мозг определяет человека как доминанта в коммуникации, вы начинаете вести себя с ним, как с доминантом, человек считывает это изменение в поведении и берет на себя соответствующую роль и манеру общения.

Так, к примеру, формируется харизма руководителя, когда подчиненные постоянно подсвечивают ему, что он принял правильное решение. Тогда человек становится более уверен в себе, и таким образом у него проявляются лидерские качества. Хотя среднестатистически, психологами доказано, что процент ошибок у такого руководителя не меньше, чем у менее харизматичного.

Физиогномическая энцефалометрия, или, если проще, черты лица, связаны с социальной перцепцией и лицевой перцепцией, то есть с формированием образа в головах других людей и у самого носителя черт. Человек анализирует лицо собеседника комплексно, соотнося все черты и связанные с ними характеристики: глаза, нос, форму бровей и губ, размер лба.

Но если мозг делает это неосознанно, то зачем нам нужна физиогномика?

Потому что сознание беспокойно и не доверяет подсознанию. Для более легкого принятия решения ему нужна поддержка. Когда мы знаем методику физиогномики и работаем с ней, мы помогаем нашему сознанию принимать правильные решения и избегать социальных установок и манипулятивных воздействий, которые происходят во время коммуникации.

Можно ли по лицу распознать лжеца?

Физиогномика может использоваться как инструмент для подстраховки коммуникации. Каждый из нас хочет чувствовать преимущество и не быть обманутым собеседником или собственными ожиданиями относительно другого человека. Но если погружаться в вопрос лжи, то одной физиогномики будет недостаточно, хотя она может стать хорошим вспомогательным инструментом в процессе общения с людьми. Но для того, чтобы ее использовать, мы должны сперва разобраться, что такое ложь и какого человека мы можем назвать лжецом.

Ложь — это социальный продукт. Человек лжет либо для того, чтобы что-то получить, либо для того, чтобы чего-то избежать. То есть без социальной коммуникации лжи быть не может, это первое. И второе — в поведении не существует признаков лжи. Есть только признаки несоответствия поведения — когда расходятся вербальные и невербальные сигналы, и есть признаки стресса. Ложь — это почти всегда стресс, но стресс — далеко не всегда ложь.

Когда мы говорим об определении лжи, мы должны обращать внимание в первую очередь на несоответствие между психотипом человека и его поведением.

Например, вы можете по лицу определить психотип человека и по характеристикам челюсти подтвердить, что он (скорее всего) уверен в себе. Если у него при этом сильные, выраженные, волевые желваки, то, скорее всего, он еще и умеет преодолевать трудности.

Еще у него, предположим, скошенный лоб. Фронтальные теменные лобные зоны напрямую связаны с уровнем рефлексии, именно в теменных лобных зонах у человека «живет совесть», умение подчиняться правилам и так далее.

Если у человека лоб покатый, скошенный и низкий, то этот человек более импульсивный, экспрессивный, спонтанный. То есть он меньше думает, больше делает. И если человек с такой комбинацией выраженных признаков говорит: «Слушайте, ну, я на самом деле человек вообще достаточно мягкий, и я всегда под всех подстраиваюсь, мне лично самому ничего не надо» — то он лжет.

Но есть еще самостоятельный психотип — патологические лжецы. Это люди, которые лгут чаще других. Как правило, они очень зависимы от социальных оценок, для них самое важное в жизни — это то, что о них подумают, как они выглядят, кто на них смотрит, и так далее. Их выделяет неуверенность, которая проецируется во внешнем мире в гипертрофированной демонстративности. Они приумножают свои успехи и присваивают себе успехи других людей. Очень часто они делают это на фоне обесценивания заслуг других, ну, потому что так проще.

У такого человека много визуальных признаков, и в одежде, и во внешности, которые это показывают. На лице это часто проявляется в большом количестве пластических операций, которые сделаны, чтобы подогнать лицо под какой-то стандарт красоты или определенный типаж. Любители пластики считают себя некрасивыми и не принимают свою внешность, они не готовы проявлять свою индивидуальность.

Любое лицо красивое — только не для всех. А попытка следовать каким-то псевдостандартам — это попытка себя усреднить, то есть показывать не себя, а какой-то социально желаемый образ.

Но одного лица недостаточно, чтобы назвать человека абсолютным лжецом. Сам по себе психотип не определяет социальное поведение, это предрасположенность. А вот стратегию поведения определяют уже ценности и тактические факторы. И если человек считает правильным «любить себя, плевать на всех» — то это уже будет более весомым аргументом в пользу недоверия. Если у него или у нее в ценностях есть готовность обвинять всех, кроме себя, в своих неудачах, готовность использовать других людей ради собственных целей, то это гарантированно означает склонность к лжи.

Не стоит сбрасывать со счетов еще тактические факторы — это внешние обстоятельства, которые заставляют человека адаптировать свою стратегию поведения. Это может быть что-то глобальное, например, пандемия, а может быть какое-то маленькое обстоятельство личного характера — поссорился с другом, потерял кошелек, пропустил дедлайн.

Для определения лжи нам нужно знать не только психотип человека, но и его ценности и то, как по нему «бьют» внешние обстоятельства. И вот тогда мы можем собрать целостную картинку и ответить на вопрос: «Обманывает меня человек или нет?»

Для того, чтобы эффективно детектировать ложь и чтобы понимать человека, что он на самом деле думает, нужно чуть меньше внимания уделять своему эго и чуть больше — собеседнику напротив.