Бьюти-индустрия времен Людовика XIV: как играли с красотой при дворе

Короли и королевы Франции умели накраситься так, что повторить за ними хотела вся Европа. Читайте историю о том, как «король-солнце» отнял звание столицы моды у Мадрида, как его фаворитки спорили за звание самой роскошной, а придворные дамы белили лица под страхом смерти.

Бьюти-индустрия времен Людовика XIV: как играли с красотой при дворе
© Flacon

Как пишет историк моды Ольга Хорошилова в своей книге «Русские травести в истории, культуре, повседневности», мода XVIII века — манерная и женственная, заставляла всех, независимо от пола, пудриться, румяниться, носить парики и блестки. Все началось, когда король Людовик XIV взошел на трон в 1643 году. Тогда столицей моды был Мадрид, но пройдет десятилетие, и «король-солнце» это изменит: он будет поражать весь мир своим вкусом к жизни — вечеринками, нарядами, макияжем, блеском двора и своих фавориток.

Первой официальной фавориткой короля стала Луиза де Лавальер — считается, что его привлекла сказанная ею фраза «Ах, если бы он не был королем!». Он был уверен, что она полюбила его не за статус. Их союз праздновали в свежепостроенном Версале так, что было слышно во всей Европе.

Луиза сделала своей отличительной чертой широкий бант, который носила на шее, — художники, рисующие портреты аристократии, дали этому аксессуару имя в ее честь.

Портрет маркизы де Монтеспан. Пьер Минар. XVII век

Следующей фавориткой короля стала маркиза де Монтеспан — она была с монархом с 1667 по 1683 год и родила ему семерых детей. Считается, что именно остроумная и хитрая маркиза привила Людовику вкус к роскошным излишествам, придала импульс развитию торговли и производства, а также поощряла таланты мастеров изящных искусств.

Известно выражение министра финансов Жан-Батиста Кольбера: «Мода была для Франции тем же, чем шахты Перу были для Испании». Основанные во время правления Людовика XIV текстильная, швейная и ювелирная отрасли промышленности сделали Францию лидером в области вкуса. А еще дали работу огромному числу его подданных не только в стране, но и за рубежом. К примеру, в России аристократы готовы были платить бешеные деньги за услуги французов-парикмахеров.

Макияж

: белила и румяна

Разумеется, там, где мода, — там и макияж. Именно во времена Людовика XIV — а он правил рекордные 72 года — бьюти-индустрия начала развиваться наиболее активно.

Вначале макияж был развлечением аристократии. Чем больше было краски на лице, тем лучше: лица обильно белили, на скулы наносили густой румянец. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что обладатель сего образа — герцог или герцогиня в пятом поколении. Со временем, когда косметика упала в цене, французские буржуа тоже начали краситься в подражание аристократам. Гравер и критик Шарль-Николя Кошен в 1750-е писал: «Румяна — это не что иное, как знак положения или богатства. Невозможно предположить, что кто-то решил, что станет красивее с этими ужасными малиновыми пятнами».

Для создания бледного тона кожи использовали специальные отбеливающие средства. Их изготавливали на основе камеди акации, рисовой пудры и уксуса, но самым популярным компонентом считался свинец. В ходу были так называемые венецианские белила — для их создания смешивали свинец и уксус, а получившуюся смесь, похожую на краску, щедро наносили на лицо. Многие не снимали свинцовые «маски» даже на ночь — и умирали в расцвете лет. О токсичности свинца поклонники макияжа узнали сильно позже.

Дама с арапчонком за туалетом. Неизвестный художник. 1770-еФото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Еще один ядовитый компонент косметики — киноварь, ее получали из ртути и добавляли в румяна. В книге 1760 года «Искусство красоты» писали о вреде таких румян и описывали симптомы отравления ртутью, но тут же советовали брать «безопасную» косметику для отбеливания кожи со свинцом в составе.

Мушки — для маскировки или как месседж

Заметной деталью макияжа были мушки — искусственные родинки, которые делали из тафты или бархата. Формы у мушек были самые разные — это мог быть полумесяц, звезда или символ карточной масти. Обычно мушками маскировали следы от оспы или прыщи. А вот в Англии им нашли еще одно применение — мушки клеили, чтобы продемонстрировать свои политические убеждения. На правой стороне лица их носили сторонницы партии вигов, а на левой — тори.

Туалет дамы. Франсуа Буше. 1742 годФото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Во Франции аристократы разработали целый язык мушек — например, наклейка в форме полумесяца могла означать приглашение на ночное свидание.

Испанский историк Луис Хосе Веласкес де Веласко опубликовал в 1764 году «Сборник различных сочинений об ухаживаниях», который помогал по расположению мушек определить, в каких отношениях дама находится со своим кавалером. Видите мушку на правом виске? Значит, женщина планирует бросить своего спутника и готова к новым отношениям. Заметили мушку возле левого уголка рта? Лучше не лезьте. Таким образом аристократка сигнализирует своему кавалеру, что он ей нравится.

За роль королевы Анны в фильме Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» (2018) актриса Оливия Колман получила «Оскар»

Карикатура на высокие прически аристократии. XVIII век Фото: Hulton Archive/Getty Images

Башни-парики

Говорят, что моду на парики Людовик XIV ввел просто потому, что начал лысеть. Недостаток шевелюры он скрывал под аллонжем — очень пышным париком с длинными локонами, который придумал для него придворный парикмахер Бируа. Вслед за королем аллонжи стали носить и придворные, а за ними — и другие сословия. Те, кто побогаче, закупались париками из женских волос во Фландрии, а мелкие чиновники и офицеры носили дешевые изделия из овечьей шерсти и собачьих хвостов.

Женщины носили парики гораздо реже — они приноровились создавать объем на голове с помощью накладных прядей. Прически украшали драгоценностями, сверху щедро посыпали пудрой, но при этом следили, чтобы конструкция выглядела естественно.

Модель демонстрирует парадный парик Марии-АнтуанеттыФото: Becker & Maass/ullstein bild via Getty Images

Мадонна в образе Марии-Антуанетты. 1990 годФото: Kypros/Getty Images

С годами мужские парики становились меньше, женские укладки — проще, пока все не изменила мода на прическу «пуф».

Во второй половине XVIII века женщины высоко укладывали волосы с помощью конусообразных подушек. Их крепили на макушке, вокруг обвивали накладными и натуральными прядями, а потом украшали прическу. Ограничений в дизайне не было, и в ход шло все: от фигурок животных и моделей кораблей до цветов, фруктов и перьев. Прически часто олицетворяли важные общественные события. Когда король Людовик XVI получил прививку от оспы, женщины носили «пуфы» с фигуркой змеи — символа медицины.

Самый популярный «пуф» принадлежал королеве Марии-Антуанетте. У нее был личный парикмахер мсье Леонар, а гардероб насчитывал тысячи платьев. Но так было не всегда. Как рассказывает историк Мелани Клегг, эту австрийскую принцессу собрались выдать замуж за Людовика XVI, и его дед Людовик XV был потрясен «плохим уходом» будущей невестки. Он отправил к Марии-Антуанетте лучших французских парикмахеров и дантиста, чтобы тот поправил ей зубы и «посоветовал чаще их чистить».

Кирстен Данст в образе Марии-Антуанетты в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2005)

Прибыв во Францию, Мария-Антуанетта очень быстро поняла, что мода — мощный инструмент влияния. Вскоре она уже сама диктовала тренды. Ее любимой прической был высокий «пуф», достигавший 91 сантиметра в высоту. Почти метровая прическа! На украшения она тоже не скупилась, а однажды получила за свои прически с перьями нагоняй от матери — эрцгерцогини Австрии и королевы Венгрии Марии-Терезии. Об укладках дочери она прочитала в газетах и отправила ей письмо, в котором «не могла не затронуть» ее волосы:

Я всегда считала, что моде нужно следовать умеренно и не доводить до крайности. Симпатичная молодая королева, полная чар, не нуждается во всех этих безумствах».

Кукла Мария-Антуанетта. 1925 годФото: Underwood Archives/Getty Images

Мария-Антуанетта в ответ заявила, что «увлечена своей прической», а про перья сказала: «Их носят все, было бы необычно и неуместно не делать этого». Прекрасно ее понимаем!

]]>