Войти в почту

Артем Андросов о креативных индустриях в Тюмени: «Мы конкурируем с Бали и Китаем»

«Креативные индустрии – это про людей» Артем Владимирович, как оцениваете развитие креативных индустрий в Тюмени? – На общероссийском фоне Тюмень смотрится достаточно хорошо. Это новый тренд, зарождающийся, многие не понимают, что это такое. Если очень просто: это тот бизнес, добавочная стоимость которого создается за счет творчества и интеллектуальной составляющей. Самые простые примеры: дизайн, архитектура, SMM, мультипликация, гейм-дизайн, разработка игр, event, fashion – все эти вещи сейчас относят к креативным индустриям. Все понимают, что в этой индустрии самые большие добавленные стоимости, достаточно свободный рост и свобода с точки зрения рынка, то есть нет привязки к локальному рынку. Все сейчас туда летят, бегут, поэтому тренд хороший. Но при этом какого-то взрывного роста нет. Почему? – Его нет, потому что нет компетенций. Для России это относительно новая тема. У нас менталитет такой: мы пытаемся делать бизнес на локальный рынок, дай бог – на региональный, может быть – на российский. В других странах иная ситуация: практически все европейцы, они сразу же выходят на международный рынок. А на нем ты сегодня должен включаться за счет своего креатива, бренда, уникальных особенностей, чтобы на маркетплейсе покупали тебя, а не другого. Бурный рост креативных индустрий в России – это дело времени? – Это дело времени на накачку компетенций. Если мы, Тюменская область, будем дальше качать, то есть вероятность, что эти компетенции появятся и будет взрывной рост. Если этого не случится, и мы будем дальше идти по накатанной, говоря, что бизнес строят только производственники, все продавцы – спекулянты, а те ребята, которые рисуют картинки, ерундой занимаются, то они отсюда уедут. Роста не будет. Получается, нужен какой-то катализатор? – Нужно большое количество катализаторов. Креативные индустрии развиваются там, где есть среда, знания и необходимые компетенции и благоприятный фон, потому что креативные индустрии – это про людей, это про человеческий капитал. Сегодня человек очень свободен в плане перемещений. Если ему будет некомфортно в Тюмени, ему нет разницы, откуда работать. Он уедет в Питер. Кстати, одни из самых топовых городов в России с точки зрения креативных индустрий – это Санкт-Петербург и Москва. И надо понимать, что мы конкурируем даже не с ними, а одновременно с Бали, Китаем, любым городом Европы. Конкуренция давно уже идет даже не между городами или странами, она идет между точками, где люди могу себя найти. «Человек в бизнесе – большой риск» Кроме креативных индустрий, какие направления могут в ближайшие годы показать рост? – Очевидно, это все, что связано с цифрой и онлайном. Лично мое ощущение: совершенно любые направления могут пойти в рост. Вопрос: что ты там делаешь? Понять – что, а не определить направление, это самое важное сейчас, мне кажется. Все понимают про перспективы IT. Но про IT говорят уже лет 20. Надо понимать, что ты в этом IT делать будешь и зачем. Хороших стартапов в этом направлении полно. В целом стартапы в нынешнее время отличаются от докоронавирусного? – Конечно. Ребята начали думать более глобально и мало кто делает стартапы под локальный рынок. Это коронавирус подтолкнул? – Коронавирус очень сильно ускорил процессы. Мы медленно раскачиваемся, а ковид дал сумасшедшее ускорение, толкнув предпринимателей в онлайн: доставка, автоматизация процесса. Все поняли, что присутствие человека в бизнесе тоже большой риск. Если раньше корпорации думали о том, как сократить людей, теперь даже самые маленькие предприниматели задумываются, как не зависеть от человека. В пандемию оказалось очень сложно развивать бизнес, ведь он опирается на людей. А завтра у тебя – раз – и три человека заболели, не вышли или всех отправили на онлайн. А бизнес должен работать, потому что ты должен платить зарплату, аренду, закупаться. То есть бизнес-процессы из-за пандемии не останавливаются. Затраты не останавливаются. И это очень важный фактор. Разве это не риск для экономики – число безработных будет расти? – Вот поэтому нужно идти в предпринимательство, самозанятость. Это понятный тренд. В Тюмени сегодня 31 тысяча самозанятых, и число будет только расти. А потому над качеством бизнес-среды нужно работать. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Артем Андросов о креативных индустриях в Тюмени: «Мы конкурируем с Бали и Китаем»
© РИА "ФедералПресс"