Войти в почту

Переживи всех. Почему Туктамышева — это намного больше, чем вся современная женская фигурка

Большие истории всегда завязаны на контексте.

Переживи всех. Почему Туктамышева — это намного больше, чем вся современная женская фигурка
© Sport24

Если вы попробуете показать серебряный прокат Лизы Туктамышевой непосвященным в фигурку друзьям и убедить их в том, что в этих шести минутах заключен великий сюжет, они вас не поймут.

«Красивая девушка с иероглифом на спине, неидеально, хотя, в общем-то, красиво катает по льду несколько минут. В конце делает пальцем неровную линию в воздухе и почему-то плачет, увидев оценки».

Вот такое будет саммари.

Да и как можно уместить сценарий оскароносной драмы в ютубовский формат.

Лиза пережила абсолютный вакуум фигурки, когда старые герои уже ушли, а до новой эры был еще целый олимпийский цикл. Она брала серебро взрослого ЧР в 12 лет, когда русская женская одиночка состояла из Ксении Макаровой, Алены Леоновой и Оксаны Гозевой — вы чертов гик, если знаете, как выглядят все три эти девушки.

Девочки из первого «бэби-бума», с которыми она переворачивала фигурку, успели вспыхнуть, выиграть золото Олимпиады и бесследно исчезнуть. Уже шесть лет как — это дольше, чем взрослые карьеры 99% нынешних одиночниц.

И ровно столько же, сколько прошло с победы Туктамышевой на ЧМ-2015. 2190 дней.

За это время пережила сразу два непопадания на главный старт четырехлетия. И скорее всего переживет еще один. Если сначала помешали пубертат, а потом отсутствие стабильности и трикселя, то через год… а просто вот не повезло с поколением. Так бывает — нынешняя фигурка слишком уж зависит от цифр в графе даты рождения. Сегодня ты на пьедестале ЧМ, через год — в лучшем случае 5-6 в очереди на три заветные путевки.

Она пережила тотальный игнор судей, которые упорно несколько лет ставили ей юниорские компоненты. Что в России, что на мировых стартах. В эпоху, когда практически все прокаты женской одиночки сливаются в техничное и легковесное, но категорически серое нечто, Лиза выглядела абсолютным анахронизмом, аналоговым устройством в цифровом мире, чье время безвозвратно ушло.

И перебодала этих снобов, заставив их смириться с тем, что ее катание — это не баг, а фича, которой есть место в современной фигурке.

Вдогонку Лиза пережила культовое противостояние Медведевой и Загитовой, разделившее в медийном плане вид спорта на до и после (сейчас же она на ЧМ, а две другие только и устраивают срачи на прессухах коммерческих стартов). А теперь потихоньку перемалывает уже целое поколение Трусовой, Щербаковой и Косторной. По крайней мере, как единое трио, она их уже точно пережила.

И совершенно не удивлюсь, если переживет еще и Валиеву с Усачевой и Хромых в придачу.

Лиза последовательно пережила определение «девушка одного прыжка», затем «та девушка, которая раздевалась на льду», чтобы наконец-то стать суперзвездой именно фигурки. При том, не отказавшись от предыдущих образов, просто став больше их. Полюбить кататься, именно кататься после 20-ти, а заодно и выучить четверной — это то же самое, что снимать всю жизнь второсортное американское кинцо, а потом почти под полтинник выдать «Игру на понижение» и «Власть».

Да, в этом смысле Туктамышева — это Адам Маккей мировой фигурки.

Пока женская фигурка схлопывается до культивирования одноразовых стаканчиков, Лиза находится где вне всего этого скоротечного безумия. Наверное, она и есть константа, которая вмещает всю современную фигурку. В любом сюжете, прямо или косвенно, главным героем или одной строкой, но всегда присутствует она.

Если описывать Лиза одним стихотворением, то это точно был бы Бродский.

Переживи всех.Переживи вновь,словно они — снег,пляшущий снег снов.

Переживи углы.Переживи углом.Перевяжи узлымежду добром и злом.

Но переживи миг.И переживи век.Переживи крик.Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.