Конспект лекции «Микеланджело. Сикстинская капелла. Страшный суд»

Что символизируют рисунки в Сикстинской капелле? Как в них отражается сам Микеланджело и присутствует ли он на изображениях? Какая связь между Сикстинской капеллой и «Божественной комедией»? Т&Р публикуют конспект лекции, организованной просветительским проектом ScienceMe. Искусствовед Елена Гусева рассказала о скрытых смыслах Сикстинской капеллы и мотивах Страшного суда.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Елена Гусева

Искусствовед и арт-гид. Елена окончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ, стажировалась в Humboldt-Universität, в 2006-м получила грант и уехала в Италию, где занималась изучением итало-испанских связей в искусстве конца XV века. Сегодня Елена ведет научную работу для испанского института Centre d“Art d”Època Moderna, а также организовывает и проводит арт-туры по всей Италии.

Думаю, что я была в Сикстинской капелле не менее 1000 раз. В Средние века люди верили, что пережить рубеж тысячелетия им не удастся, и, когда в Европе наступила эпидемия чумы, они решили, что скоро наступит конец света. Именно в этот период возникает традиция писать «Страшные суды». Актуальность сюжета мгновенно сделала его популярным, все больше и больше церквей получали свои «суды», а люди рассматривали историю не из прошлого, а из будущего. Средневековый человек думал, что тот самый последний суд наступит совсем скоро.

Храмы было принято строить алтарем на восток, обращая их в сторону Иерусалима, а Страшный суд писать на противоположной, западной стене. Солнце заходит на западе, а Страшный суд считается последним этапом в жизни человека. Алтарь Сикстинской капеллы, как и собора Св. Петра, смотрит на запад, а не на восток. Храм возник во времена, когда языческая культура только уступила место христианской и традиции ориентироваться на солнце были еще сильны. Восходящее на востоке солнце должно было красиво освещать служащего священника.

В связи с тем, что алтарная стена в капелле западная, Страшный суд оказывается прямо за алтарем. Думаю, что выбор стены был связан не только с желанием во что бы то ни стало поместить суд на западе. Входили в Сикстинскую капеллу с восточного входа (сегодня это может сделать только папа), и, если бы суд поместили на входной стене, эффекта присутствия прямо перед Христом не возникло бы. А сейчас распахиваются двери, и папа оказывается один на один перед Христом на суде и встает, как и все, в очередь в ожидании спасения.

Вазари писал, что всех героев «Страшного суда» легко узнать. На фреске 360 фигур, большинство лиц детально прописаны, но легко узнается только одно — автопортрет Микеланджело. В самом центре фрески под ногами Христа присел на облако св. Варфоломей, в руках у него кожа, которую с него сняли живьем, — символ мученической смерти, святой демонстрирует ее судье как пропуск в рай.

Только вот сам Варфоломей бородатый и лысый, а на коже изображен человек бритый и с волосами. И хотя никто из крупных исследователей не отрицает, что на коже Варфоломея изображен Микеланджело, существуют разные интерпретации. Стивен Кэмпбелл считает, что Микеланджело изобразил так свое духовное присутствие, Пфайффер видит композицию как укор Пьетро Аретино, распространившему слух о гомосексуальности Микеланджело. Аретино носил парик, а Микеланджело изобразил его в образе Варфоломея лысым. Есть версия о том, что в образе Варфоломея сам папа Павел III, хватающий за шкирку художника.

Как бы то ни было, остается факт, что Микеланджело «присутствует» на фреске лишь в виде внешней оболочки своего тела. Реставраторы капеллы рассказывали мне, что он написал себя за один день и не пользовался ни картоном, ни incisione diretta (нанесение инструментом рисунка по сырой штукатурке). Несмотря на то что он увлекался всю жизнь красотой мужского тела, он не любил свое, и идея изобразить себя бестелесным вполне могла соответствовать его представлениям.

Сама кожа написана полупрозрачной краской и широкими мазками, для этого периода совсем не свойственными. Ощущение, что художник скорее хотел «покончить» с собой

Говоря об изображении Микеланджело на коже, нельзя не вспомнить Данте. Во вступлении к «Божественной комедии» он сравнивает себя с Марсием, с которого Аполлон снял живьем кожу за то, что тот пытался с ним соревноваться. Безусловно, Микеланджело понимал, что его работа — вызов не только искусству, но и всем, кто его окружает. Ради достижения эффекта летящих фигур Микеланджело поместил всех на небеса, а синяя краска, если помните, стоила очень дорого. А далее раздел всех, кроме Христа и Богоматери, чтобы зрители могли насладиться идеальной красотой. Микеланджело понимал, что вполне может стать тем Марсием.

Кстати, об Аполлоне. Христос на фреске Микеланджело представлен безбородым, с античной прической и атлетическим торсом. Он как будто списан со статуи Аполлона Бельведерского. Исследователи считают это не случайным, ведь сам папа очень гордился этой статуей.

Еще одна узнаваемая фигура — Минос, представленный в аду. Туристы очень любят легенду о том, что мастер папских церемоний Бьяджо да Чезена любил покритиковать Микеланджело и за это Микеланджело написал его в образе Миноса. Эта история появляется у Вазари и Людовико Доминики, который также добавляет, что мастер церемоний очень расстроился, увидев себя в таком виде, и пожаловался папе, на что тот ответил: «Вы знаете, мессер Бьяджо, Бог наделил меня властью на земле и небесах, но не дал мне власти над адом».

В изображении Миноса Микеланджело снова пользуется «Божественной комедией». Минос у Данте взвешивает души умерших и решает, в какой круг ада они отправятся. Насколько история, рассказанная Вазари и Доменики, правдива, мы никогда не узнаем, но в жизни Минос очень уж правдоподобен. Хотя Стивен Кэмпбелл считает, что его фигура всего лишь карикатура на Кумскую сивиллу. Когда Микеланджело писал ее на потолке капеллы в 1508 году, он был молод и силен, а теперь, в 1543-м, он постарел, обрюзг, а вместе с ним постарели и его герои.