«Что ваш рубль подешевел, мы в Париже не виноваты!»

В Театре имени В. Маяковского состоялась премьера «Дикарки» Александра Островского в соавторстве с Николаем Соловьёвым. Режиссер Юрий Иоффе, художник-постановщик Анастасия Глебова.

«Что ваш рубль подешевел, мы в Париже не виноваты!»
© Свободная пресса

На фоне скандала, который недавно разразился в одном из театров столицы, начать лучше всего с того, что в зале маски не снимал никто на протяжении всего представления. Не было вызовов полиции, задержки спектакля на час из-за того, что кто-то принципиально не желал надевать маску. Культура и воспитанность зрителя говорит о театре многое: такой либо ходит на полную бездарность, уровня детсадовских утренников, либо на вещи, которые действительно заслуживают внимания. С «Дикаркой» повезло.

Зал на Сретенке (там «Дикарка» и идёт) небольшой, людей в помещении немного. Следовательно, заразу подхватить шансов меньше, да и обстановка куда «элитарнее». Приятно.

Начало представления. Помещик Ашметьев (Евгений Парамонов), мужчина уже вполне пожилой, но ещё широко гуляющий, приезжает из-за границы в свое родовое имение, где его ждет любящая супруга (Зоя Кайдановская) и престарелая мать (Людмила Иванилова). До них Ашметьеву, разумеется, особого дела нет, приезжает он за деньгами, которые собирается получить, распродав остатки леса. То есть, оставаться долго в имении он не планирует.

Такой расклад матери не по душе. Марье Петровне, снохе, она поручает во что бы то ни стало задержать сына в имении, попутно упрекая за пристрастия к науке и труду. Та, в свою очередь, перепоручает это дело Варе. Варя (Анастасия Дьячук) – персонаж особенный. Малообразованная, непонятливая дочурка управляющего, которую хотят побыстрее сплавить замуж, одна из немногих героинь русской драмы, кто приходит к самоопределению, да еще и через непонимание общественных устоев.

Варя, на удивление современна. Коротко стриженная, эксцентричная особа, имеющая свое мнение. Она стремится к возможности выбирать самой, а не соглашаться на то, что ей навяжет родственник.

Варя не видит смысла в молниеносном выходе замуж не по любви. Она не понимает отца, который ищет ей перспективного жениха.

Островский видел в этой пьесе очередное обличение загнивающего дворянства, Соловьёв - историю о любви. Так получилось, что через призму погибающего из-за своей же некомпетентности дворянства, мы видим заложников этой системы – самих российских аристократов, которым приходится либо жить в страданиях от нереализовавшихся мечтаний, потому что систему не сломать, либо разъезжать по Европам и быть «отдыхающими грешниками», которым и так все нормально.

Неспроста Марья Петровна приводит Ашметьеву в пример крестьянскую любовь. Она у них, людей от сохи, другая, честная, обычная, чистая. Значит, и крестьяне люди в каком-то смысле куда свободнее, чем высшее общество.

В целом, по ходу пьесы создаётся впечатление, что режиссер отошел от текста и много привнес своего видения мира. Где-то прозвучит фраза: «А курсы-то, благодетель мой, а курсы-то, помилуйте!... Франк-то прежде в лапотках ходил, а теперь в сапожках щеголяет!», после Ашметьев заявит: «что ваш рубль подешевел, так уж мы там, в Париже, не виноваты!» (зал посмеется), а потом окажется, что нет, актеры слово в слово повторяют исходный текст. И что вещь, получается, вполне феминистическая. То есть следует самым современным трендам. Здесь женщины жертвы системы, а мужчины либо алкаши, либо моральные уроды. Кроме, пожалуй, управляющего (Сергей Рубеко) да лакея (Максим Разумец). Первый просто человек мягкотелый, а второй произнесет за спектакль фразы три, если не считать экспозицию. Пьеса, конечно, до дискомфорта современная. Тут вам и слом эпох, и переоценка ценностей, ну и всего того, что присутствует всегда. И тем более сегодня.

На спектакль сходить стоит. Посмотреть на прекрасную постановку с яркими актёрами никогда не мешало. Тем более во время всеобщего морального упадка. Ради ярких и смешных моментов, ради того, чтоб прочувствовать вечную разницу поколений в раскрывающих персонажей монологах, ради достойной актёрской игры. Тем более второстепенных персонажей. Чего стоит игра Юрия Соколова или Сергея Рубко! Только на них уже и можно идти.

В общем, желаю рискнуть и насладиться зрелищем. Не забывайте только про маски и вы будете довольны.