Войти в почту

Фото Кирилла МартыноваПариковый эффект Как превратиться в другого человека? Кто-кто, а актёры знают об этом всё. Однако даже при самом мощном артистическом таланте без посторонней помощи не обойтись: преобразить внешность в театрах помогают люди специальных профессий – гримёры и постижёры. Так, в считаные минуты актриса с короткой стрижкой может превратиться в девушку с роскошной косой, а молодой актёр – в знаменитого императора или политика с бородой или бакенбардами. Корреспонденту «Нижегородской правды» выпала возможность понаблюдать за этими преображениями, проведя один день за кулисами Нижегородского театра драмы. Профессия – постижёр Изменившиеся до неузнаваемости артисты – заслуга заведующей парикмахерским цехом театра Маргариты Петровны Редькиной, художника-гримёра, постижёра и парикмахера высочайшего класса. 50 лет она работает в этом театре, и практически все парики, накладки, усы, бороды и бакенбарды, что можно увидеть в его спектаклях, сделаны ей собственноручно. Во французском языке слово postiche обозначает подделку, имитацию волос. И представитель редкой профессии, постижёр, создаёт изделия из волос – от париков до бровей и ресниц. Причём для определённой роли, учитывая эпоху, моду, характер персонажа и, конечно же, особенности лица исполнителя. В театр Маргарита Петровна приходит за несколько часов до спектакля. Берёт на вахте ключ от своих владений, смотрит на доске объявлений, нет ли изменений в репетициях и спектаклях на ближайшие пару дней, и поднимается к себе – в цех на третий этаж. Чего только там нет! Десятки болванок с париками, коробочки и баночки с усами, огромные коробки с бигуди, необычные игольчатые чесалки для волос – карды – и даже сушуар для волос, точно такой же, как стоял когда-то во всех советских парикмахерских. – Он работает? – осторожно интересуемся мы. – Конечно. Хотите испытать? – улыбается Маргарита Петровна, облачаясь в свой фирменный фартук-передник с кучей кармашков с расчёсками, скрепками, резиночками для волос и прочей необходимой в работе мелочью. Но сесть со своей гривой под такую машину я как-то не решаюсь. Театр уж полон Фотограф бесконечно щёлкает фотоаппаратом, запечатлевая необычные парики, и на секунду замирает, увидев разложенные на столике усы и бороды. – А бороды и усы делаются на определённого исполнителя? – удивляется он. – Разумеется, у каждого свои бороды и усы, посмотрите – все коробки подписаны, – рассказывает Маргарита Петровна, не отрываясь от причёсывания париков, которые будут «играть» в вечернем спектакле. Пока есть несколько свободных минут, она усаживается за странное сооружение, на туго натянутых бечёвках которого свисает подобие занавеса из волос. – Это тресс-банк, на нём плетутся основы для париков – трессы, из которых потом и делаются парики, – рассказывает она нам, быстро-быстро вплетая новые прядки волос, в каждой из которых по 10-12 волосков. Как выяснилось, на создание парика в среднем уходит две недели. И это если не заниматься ничем другим. Сначала для парика шьётся специальная шапочка, потом плетётся основа, в которую добавляются остальные пряди. – А вы только с натуральными волосами работаете? – спрашиваю я. – Ну почему же, все материалы идут в дело – и синтетика, и даже мочало. Из него я делала парики к сказке. Вот так сидишь и плетёшь! Самые сложные парики – те, что создаются для исторических спектаклей. Например, в пьесе «Павел I» их 27 штук. Но тут уже одному нижегородскому гримёру не справиться – парики закупали дополнительно. Есть в арсенале мастера и… жидкая седина. Несколько движений кисточкой, и перед нами вмиг поседевший артист! Именно так Елена Туркова в спектакле «Господа Головлёвы» из деятельной дамы превращается в старушку. Но немного шампуня – и молодость возвращается! Превращения За час до спектакля (а мы пришли в день «Зойкиной квартиры»), Маргарита Петровна собирает всё необходимое и спускается на сцену – нарядить в парики… манекены, которые стоят в качестве декораций. А потом отправляется в путешествие по гримёркам, чтобы за несколько минут преобразить актрис и актёров в героев спектакля. И вот на наших глазах Светлана Кабайло превращается в огненно-рыжую пылкую даму, а Сергей Кабайло в узкоглазого китайца с жидкой бородёнкой. Другие актёры благодаря её заботам почти мгновенно обретают усы и баки, посаженные на сандарачный клей, сделанный из канифоли и спирта. Кстати, после спектакля усы и бороды каждый раз чистят спиртом. И укладывают в те самые именные коробочки – до следующего спектакля. – А как делают небритость? – уточняем мы. – Простою мелко режу волос, намазываю исполнителю лицо клеем, и быстро-быстро прикладываю этот волос, – раскрывает она нам секрет превращения. За кулисами Но вот спектакль начинается, и Маргарита Петровна дежурит за кулисами, готовая мгновенно подправить причёску или быстро переменить парик героини. Главный персонаж – Зоя Пельц (Елена Туркова) – предстаёт перед нами то с гладко зачёсанными и собранными в пучок волосами, то в экстравагантном белом парике-каре. А Юлия Муранова в роли Аллы Вадимовны ждёт, пока её роскошные белокурые волосы завьются, и Маргарита Петровна сделает из них причёску и прикрепит кокетливую шляпку. Но вот спектакль окончен, актёры разгримировываются, а постижёрские изделия отправляются на покой – до следующего спектакля. Святая святых – постижёрский цех – закрывается на ключик, и Маргарита Петровна отправляется домой, вписав ещё одну страницу в жизнь театра. Сотни спектаклей, тысячи персонажей, море париков, брод, усов, сложнейших причёсок. Заканчивая этот день, я понимаю, что постижёр – художник из художников. Если в кино артиста подбирают похожего на персонаж, то гримёр-постижёр иногда совершает чудеса превращений, совершенно меняя внешность исполнителя, даже абсолютно непохожего на своего героя. Маргарита Петровна может из юноши сделать старика или актёра в возрасте показать совсем молодым. Но удивительнее всего её работа над образом исторических личностей. Благодаря её искусству зрители видят в спектакле «Третья правда, или История одного преступления» Толстого и Столыпина, а не своих современников Александра Мюрисепа и Сергея Блохина. И именно ради этих чудесных превращений в театр и приходят зрители.

Париковый эффект
© Нижегородская правда