Войти в почту

Эксперт: Каждый серьезный инцидент в небе надо расследовать как катастрофу

Сегодня самолет Airbus A320, принадлежащий "Уральским авиалиниям", вылетел из Сочи в Омск, но не смог приземлиться в омском аэропорту по технической причине: у лайнера отказала зеленая гидросистема. Лайнер произвел экстренную посадку в пшеничном поле под Новосибирском. Эксперты анализируют посадку А-320.

Эксперт: Каждый серьезный инцидент в небе надо расследовать как катастрофу
© Российская Газета

Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- В информационных обзорах нашего агентства "Только факты уже упоминалось об отказах гидравлики и проблемах с носовой стойкой шасси именно у этого воздушного судна в 2022 и 2023 годах.

Так, 21 ноября 2022 года экипаж самолета Airbus A320-200 авиакомпании "Уральские авиалинии", 2004 года выпуска, регистрационные знаки RA-73805, выполнял рейс из Худжанда (Таджикистан) в Красноярск. На борту находились 63 пассажира и 6 членов экипажа. Когда воздушное судно следовало по маршруту на крейсерском эшелоне полета, произошло срабатывание сигнализации о падении давления и снижении уровня гидрожидкости в зеленой гидравлической системе. Экипаж выполнил установленные процедуры и продолжил полет до аэродрома назначения.

Тогда самолет благополучно приземлился в аэропорту Красноярск и был отстранен от эксплуатации. Возобновил полеты примерно через 26 часов после посадки. По результатам расследования было установлено, что причиной авиационного инцидента явилось срабатывание датчика уровня гидрожидкости зеленой гидросистемы вследствие негерметичности привода демпфера рыскания. Вероятной причиной негерметичности привода демпфера рыскания явилось старение и износ внутренних уплотнений привода вследствие их продолжительной эксплуатации.

27 марта 2023 года этот самолет выполнял рейс из Домодедово/Москва в Екатеринбург. На борту находились 157 пассажиров и 6 членов экипажа. В процессе руления после посадки в аэропорту Кольцово, при штатном выключении двигателя No 2 произошло кратковременное отключение от бортовой сети генератора No 1. В результате переключения источников питания произошел сбой компьютеров управления передней опорой шасси. Экипаж запросил буксировку на место стоянки. После перезапуска компьютеров произошло восстановление работоспособности системы управления передней опорой. Самолет возобновил полеты примерно через 19 часов после посадки.

Известный постулат безопасности: каждый серьезный инцидент отличается от катастрофы только исходом. Если произошел инцидент, бросайте все и расследуйте с созданием комиссий и подкомиссий. С привлечением психологов. Почему? Могут быть выявлены те же аварийные факторы, что и при катастрофах. А это обширный источник информации. Но главное - живы участники событий. Есть у кого спросить. К сожалению, есть примеры, когда расследование инцидентов начинается только после того, как информация о них проникла в соцсети или, скажем, пришла из-за рубежа. Это нонсенс.

Кстати, всего в мире за первое полугодие нынешнего года произошло примерно пятнадцать отказов гидравлической системы семейства A320.