Новый глава Примавтодора рассказал, как в Приморье ликвидируют последствия наводнений

Новым руководителем АО «Примавтодор» стал Николай Зайцев, и бразды правления организацией он получил в период действия сложной погодной ситуации в регионе. Такое решение принял губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Уже спустя двое суток после назначения Николаю Зайцеву пришлось руководить работами по ликвидации последствий тайфуна, обрушившегося на Приморский край в августе. В беседе с ИА DEITA.RU глава АО «Примавтодор» рассказал, по каким векторам в крае происходит устранение последствий чрезвычайной ситуации федерального масштаба и как проходит подготовка к предстоящему зимнему периоду.

Новый глава Примавтодора рассказал, как в Приморье ликвидируют последствия наводнений
© Deita.ru

- Расскажите, пожалуйста, о поддержке со стороны Белоруссии, которую соседняя с Россией страна оказала в плане предоставления техники для борьбы с последствиями непогоды. Как поставка сказалась на работе дорожников?

- В последних числах августа филиалы Примавтодора действительно получили крупную партию тяжелой дорожной техники из Беларуси. Это позволило обновить технический парк в Пограничном, Спасском, Шкотовском, Арсеньевском, Кировском, Надеждинском, Никольском, Пожарском, Тернейском, Хасанском и Мостостроительном филиалах, а также в управлении механизации Примавтодора. И мы очень благодарны белорусским партнерам за своевременное реагирование на ситуацию в крае.

- На каких условиях была оказана столь своевременная поддержка?

- Стоит отметить, что эти поставки – не благотворительная акция, они осуществляются в рамках плановой работы Правительства Приморского края по усилению филиалов и обновлению парка техники Примавтодора. Соглашения региона с белорусскими производителями были заключены почти год назад. Примавтодор по ним получит в общей сложности 215 единиц дорожной и строительной техники. Именно в рамках этих соглашений белорусские партнеры предоставили первую партию «МАЗ» и «Амкодор»: 10 комбинированных дорожных машин, два седельных тягача, три автосамосвала, четыре средних грейдера, 11 фронтальных погрузчиков и одну шнекороторную установку. Такая техника позволяет обеспечить надежную систему реагирования на возникающие ЧС, вовремя производить при необходимости аварийные и спасательные дорожные работы.

- Совсем скоро в регион придёт зима, и, вероятно, бороться придётся уже со снегом. Ведётся ли работа в рамках подготовки к зимнему периоду?

- Конечно – уже к осени мы ожидаем поступление снегоуборочной техники: 61 комбинированной дорожной машины и 20 грейдеров. Остальное оборудование будет доставлено ближе к концу года – это грузовики с кранами-манипуляторами, самосвалы, тягачи с полуприцепами, экскаваторы, катки и бульдозеры. Правительство региона и лично губернатор Олег Кожемяко вели и ведут планомерную работу по усилению филиалов Примавтодора, по обеспечению возможностей создавать новые отделения, строить асфальтобетонные заводы и обновлять парк техники.

- Как планируется решать проблему с систематически падающими в Приморье мостами?

- В Приморье из 1,6 тысячи мостов почти 380 находятся в аварийном состоянии. На 2023 год в крае запланирована реконструкция шести мостов и мостовых переходов: через реки Суходол и Шкотовка на автодороге Артём – Находка – Порт Восточный, через реку Астраханка и ручей на трассе Михайловка – Турий Рог, а также реконструкция моста через реку Аввакумовка и капремонт моста на автодороге Находка – Лазо – Ольга – Кавалерово. Реконструкция шести мостов в год – капля в море. Но на большее у региона недостаточно собственных средств.

- Столько мостовых сооружений нужно реконструировать при идеальном раскладе в Приморье?

- Чтобы выйти на адекватный количественный уровень, необходимо ежегодно строить или восстанавливать порядка 20-25 мостов. Здесь не обойтись без федеральной программы. И справедливости ради, глава региона Олег Кожемяко об этом неоднократно говорил на самых высоких уровнях, в частности, в Совете Федерации.

Буквально на днях во Владивостоке при участии полпреда Президента в ДФО и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики состоялось обсуждение, как в дальнейшем минимизировать разрушения при ЧС. Побывавший до этого в Уссурийске в микрорайоне «Семь ветров» Юрий Трутнев упомянул, что все проекты гидротехнических сооружений проходили согласования в федеральных ведомствах и должны были учитывать максимальную возможную нагрузку. То есть разрушение дамб и мостов в экстремальных погодных условиях – вопрос не качества строительства, но и качества проектирования и согласований.

- По результатам визита во Владивосток и Уссурийск полпред и министр развития ДВ и Арктики поддержали инициативу губернатора Приморья приобрести комплекс техники, самосвалы и бульдозеры для предотвращения ЧС. Будет ли передана какая-то часть техники Примавтодору?

- Речь идет о комплексе техники для расчистки дна и русел рек на сумму более 3 миллиардов рублей, и только для Уссурийска – на 350 миллионов рублей. Расчистка рек – не профиль Примавтодора, поэтому вряд ли эта техника нам будет передаваться. Но целесообразность затрат не вызывает сомнений. Углубление русел и расчистка дна смягчат последствия будущих паводков. Много лет Приморье поднимало вопрос об изменении природоохранного законодательства, просило разрешить делать это не после ЧС, а до. И Олегу Кожемяко это, наконец, удалось.

- Руководство региона неоднократно подчеркивало, что главное – помощь пострадавшему населению. Как непосредственный участник событий, вы можете привести конкретные тому примеры?

- На мой взгляд, весь ход событий, связанных с ликвидацией последствий тайфунов, – образец заботы о людях. Какой еще губернатор смог бы лично посетить по две-три горячие точки за день? Кому-то привёз продовольствие и почту, где-то лодочную переправу наладил, кого-то эвакуировал и разместил в ПВР, кому-то прислал помощников сушить дом. Сотни государственных и муниципальных служащих направил в пострадавшие районы оформлять людям документы, без которых не выдадут предусмотренных средств поддержки. Общественников на сбор гуманитарной помощи сориентировал. Помощь в районы грузовиками везут.

Давайте на примере Хасанского округа рассмотрим ситуацию. Из-за переливов и разрушения дорог и мостов от сообщения были отрезаны самые популярные, известные всей России, туристические места – базы Андреевки, Безверхово, Рязановка, бухта Витязь. Вся Андреевка и несколько туристических объектов остались без электричества после падения опор ЛЭП. В этой ситуации глава региона принял, на мой взгляд, единственно верное решение и успешно реализовал его при поддержке федерального центра. Все желающие выехать из зоны ЧС в Хасанском округе были переправлены во Владивосток кораблями ВМФ России.

Проезд через мост в поселок Андреевка и транспортное сообщение с поселком Безверхово нам удалось открыть в первых числах сентября. Сначала наладили движение в Андреевку через основную трассу Раздольное – Хасан, затем бросили все силы на восстановление проезда через мост. На объекте работали 15 самосвалов, два экскаватора, бульдозер – отсыпали подходы крупным скальным грунтом. Энергетики параллельно обеспечивали подачу электроэнергии в дома и квартиры Андреевки, и немного позже восстановили электроснабжение на туристических объектах. Все эти процессы не происходят сами по себе, они требуют координации, поддержки, эмоционального стимулирования.

- Как бы вы охарактеризовали текущую дорожную обстановку в крае?

- Как всё еще сложную, но последовательно и довольно быстро нормализующуюся. Режим ЧС пока не снят, но на карте края практически не осталось посёлков, к которым нет доступа. Есть участки дорог, где движение затруднено, действует реверсивное движение, либо возможен проезд в населенный пункт по другой автодороге.

- Что вам дала и чему научила работа по ликвидации ЧС?

- Научила работать в режиме многозадачности и максимального драйва. Дала ощущение себя частью большой и сплоченной команды, которой все по плечу. И эта команда – не только дорожники и спасатели, а весь Приморский край.