Как работает один из первых в России общественных поисково-спасательных отрядов

При слове "спасатель" обычно представляют человека, у которого такая работа - спасать. Петербургский общественный поисково-спасательный отряд "Экстремум" состоит из людей самых разных профессий: IT-специалистов, инженеров, врачей, учителей, дизайнеров. Но в нужный момент они готовы оказать помощь тому, кто попал в беду. Отряд аттестован на право проведения поисково-и аварийно-спасательных работ, 72 его бойца - квалифицированные спасатели.

Как работает один из первых в России общественных поисково-спасательных отрядов
© Российская Газета

На днях "Экстремум" вернулся из Турции, где участвовал в ликвидации последствий страшного землетрясения в городе Адыямане. Для отряда это был первый опыт работы в условиях ЧС такого масштаба. Благодаря регулярным тренировкам 32 добровольца собрались всего за шесть часов, а ведь многим надо было еще оформить отпуск за свой счет. С собой взяли 2,5 тонны снаряжения и четырех служебных собак (позднее на место прибыл пятый кинологический расчет). В организации сборов - закупке продуктов, упаковке багажа, переговорах со всевозможными инстанциями - участвовали еще 60 членов отряда.

Адыяман: найти живых

- Масштаб разрушений стал понятен только на месте. Мы работали на участке в несколько квадратных километров, и количество разрушенных домов на этой территории исчислялось даже не десятками, а сотнями, - рассказал "РГ" командир отделения Денис Юсупов, IT-инженер и аттестованный спасатель 3-го класса.

В Адыямане петербуржцы круглые сутки разбирали завалы, обследовали дома и то, что от них осталось, искали людей. Конечно же, все надеялись найти живых, хотя шансов на это уже 8 февраля, когда отряд прибыл на место, было очень мало. Местные жители стояли у завалов и не дыша следили за собаками: вдруг они покажут, что под обломками еще есть жизнь...

"Очередной жилой дом. Родственники объясняют, что под завалами осталась немалая часть их большой семьи. То, что там кто-то остался, мы чувствуем и без собак. Однако они тренированы на живых, и наши кинологи тщательно проверяют огромный завал сначала одной собакой, потом дублируют второй. Увы. Нам нечем обнадежить ожидающих. Живых там нет", - написала 9 февраля член отряда Татьяна Скородумова, которая в Турции вела дневник. Даже читать его порой очень тяжело, и можно только представить, что чувствовали спасатели.

Они сделали все, что были должны, и улетели домой, когда в Адыямане уже сворачивались все спасательные работы. В аэропорту Стамбула представитель администрации президента Турции вручил бойцам "Экстремума" памятные знаки.

- Эта поездка показала, что отряд готов к такой работе, - говорит командир ПСО "Экстремум" Валерия Верховодко (по специальности она инженер-художник). - Все работали на износ, выкладывались по полной, делали все необходимое. Те, кто оставался в России, четко обеспечивали снабжение, координацию, логистику. Все это заслуга очень большой команды.

Петербург: поиск, ДТП, пожары

Пока одни члены отряда искали выживших при землетрясении, другие занимались более привычной работой: снимали заблудившихся рыбаков со льда Финского залива, ликвидировали последствия ДТП, дежурили в качестве пожарных.

"Экстремум" действует по нескольким направлениям. Одно из самых масштабных - поисково-спасательные работы в природной среде: грибник заблудился в лесу, бабушка ушла за ягодами и почувствовала себя плохо... В сезон приходят десятки таких вызовов в день - штатные службы не справляются, и на помощь приходят добровольцы. Спасают они и животных: классика - кот залез на дерево, собака застряла в люке и так далее.

Другое направление - дежурство в составе Санкт-Петербургского пожарно-спасательного гарнизона с выездами на пожары и ДТП. Плюс помощь на воде, уборка опасных конструкций, вскрытие захлопнувшихся дверей - "Экстремум" выполняет практически всю работу городских спасателей. Конечно же, это делается в координации с федеральными и муниципальными службами. Заявки добровольцам передают через единую службу "112".

Аттестованные добровольцы не уступают профессиональным спасателям

А еще "Экстремум" обеспечивает безопасность на мероприятиях, где высока вероятность получения травм и в случае чего людям надо будет оказать помощь в пределах "золотого часа".

- На самом деле во многих странах мира спасатели зачастую работают именно на добровольных началах, - поясняет Валерия Верховодко. - Ведь необходимость в спасательных работах возникает непредсказуемо, а сотрудников в штате надо держать постоянно. С другой стороны, в нужный момент всегда должны быть подготовленные люди. Поэтому система добровольческих спасательных отрядов в других странах достаточно развита. В России в 2010 году мы стали одним из первых, если не первым, общественным аттестованным отрядом. Сегодня их уже больше.

При этом в уровне профессионализма аттестованные добровольцы не уступают спасателям соответствующих служб. В отряде очень жесткие стандарты, его члены проходят все необходимые процедуры. Разница только в том, что они не получают денег за работу. Скорее, наоборот - например, покупают снаряжение.

- Это очень дорогостоящее хобби, которое требует много сил, времени и денег. Хотя говорить о хобби было бы неправильно. Для многих это такая же работа, причем порой не вторая, а основная. В отряде состоят самые разные люди - от директоров крупных компаний до учителей начальных классов. Много IT-специалистов с гибким графиком работы, штатных спасателей, которые работают у нас как добровольцы. Но всех объединяет одно - очень сильная мотивация. Люди - наша главная ценность, - отмечает командир отряда.

Важно знать

Как стать спасателем-добровольцем

В отряде "Экстремум" всегда ждут новых людей. От кандидатов требуются хорошая физическая форма и большое желание помогать другим. Для начала можно зарегистрироваться на сайте отряда и стать его помощником. Затем записаться на трех-четырехмесячные курсы спасателей: это полноценная программа подготовки с выездными учениями и практиками. После сдачи экзаменов выпускник курсов получает государственную аттестацию как спасатель.