Почему ни одна лаборатория в мире не может составить точные краткосрочные предсказания землетрясений?
Заведующий лабораторией петрофизических и геомеханических исследований Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН Илья Фокин занимается исследованием горных пород. В программе «[Не]Фантастика» на телеканале «МИР 24» он рассказал, почему ни одна лаборатория в мире до сих пор не может составить точные краткосрочные предсказания землетрясений.«Землетрясение – это когда при движении литосферных плит на стыках этих плит или внутри создается критические напряжения, при которых горная порода разрушается. Этому процессу предшествуют некие предшественники в различных физических полях – в электрическом, в магнитном, в акустическом поле, когда начинаются микротрески, микропотрескивания. В сейсмике – это предвестники землетрясений, а в петрофизике –события акустической эмиссии», – отметил ученый.
По словам Фокина, если все идет по плохому сценарию и происходит землетрясение, то все это создавшееся напряжение разряжается в форме резкого скачка, происходит существенное событие. Либо реализуется более благоприятный сценарий, когда напряжения путем мелких растрескиваний постепенно рассасываются и не приводят к серьезным разрушений.
«При имитации соответствующих процессов мы видим закономерности и можем подходить к прогнозу», – отметил эксперт. Тем не менее, по его словам, очень сложно соотносить масштабы: одно дело – земная кора, и совсем другое – монолитный образец в лаборатории.
По словам специалиста, на нынешней стадии развития науки и техники краткосрочный прогноз землетрясений составить не представляется возможным.
6 февраля на юго-востоке Турции произошли два мощный землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6. Подземные толчки ощущались в 20 турецких провинциях, а также в соседних странах. Жертвами удара стихии, по последним данным, стали более 41 тысячи человек.