Со Дна прозвучало: почему жители райцентра в Псковской области матерятся больше всех в России
Легенды псковского Дна Город Дно – вроде бы заурядный райцентр в Псковской области с населением почти восемь тысяч человек, удален на 113 км от региональной столицы. В истории он известен в первую очередь благодаря мифу об отречении от престола императора Николая II – в городе даже по этому поводу поставили поклонный крест. По распространенной легенде, именно на местной железнодорожной станции государь подписал судьбоносный документ. Но это заблуждение: в дневнике Николая II станция Дно упоминается как одна из точек на пути сначала в Царское Село, а затем, после изменения маршрута, в Псков. Это подтверждают и другие источники. Знаменитое отречение и подписание соответствующего манифеста состоялось в вагоне императорского поезда уже в Пскове. Должно быть, сам топоним располагает к тому, чтобы плодить вокруг его истории мифы. Так, согласно преданиям, на месте нынешнего райцентра в начале XV века располагалось две деревни с не менее веселыми названиями: Дно Большое и Донце Меньшое. Легенды гласят, что: местные встречали в этих широтах русалок и змей с красным гребнем; здесь случилось землетрясение; жители отражали турецкое нашествие. Сто лет назад кадровый военный инженер Александр Гундоров, который начинал карьеру в Дновском паровозном депо, писал в мемуарах: «Название Дно очень подходило этой необжитой станции, расположенной в глуши Псковщины и населенной прибывшими из разных мест людьми для временной, как они считали, работы». С появлением железной дороги Дно выросло в размерах и численности, стало большим селом, потом городом. Райцентр в большие новости особо не попадал, ни в СССР, ни в постсоветской России. Пока не наступила осень 2019 года. Четыре года в лидерах мата Осенью 2019 года в СМИ пошли одна за одной публикации о том, что жители Дня, оказывается, самые матерящиеся люди страны – с такими результатами исследования тогда выступило digital-агентство «Интериум». Их рейтинг учитывал упоминания вариаций матерных слов в соцсетях, на форумах и в мессенджерах. Местные жители статусу своего города тогда, конечно, удивились, но особого значения рейтингу не предали. Но на этом история «бранящегося Дна» не закончилась. Удивительным образом «Интериум» отдавал Дну «пальму первенства» как самому матерящемуся городом России четыре года подряд – с 2019-го по 2022-й. Дновцы, конечно, начали всерьез недоумевать. Кто-то из жителей на «шибко умных» составителей рейтинга всерьез обижался, другие же, напротив, воспринимали новый виток всероссийской популярности с улыбкой. Однако вопрос «почему так?» до сих пор остается для местных загадкой, отмечает в беседе с «ФедералПресс» депутат Дновского района Николай Иванов. «Я не помню, чтобы наши люди как-то особенно матерились. Не больше, чем в других городах и селах. Да, иногда ругнемся, ну а кто без этого? Может, это молодежь в интернете матерится так много, кто знает», – высказал предположение Иванов. По словам его коллеги по небольшому, но гордому местному парламенту Натальи Васильевой, дновцы к четырежды полученному званию относятся иронично. «Все по этому поводу шутят, никто на свой счет не принимает», – отмечает член собрания депутатов Дновского городского поселения Наталья Васильева. Отметим к слову, что аналитики «Интериума» по итогам 2022 года констатировали, что россияне в целом стали материться гораздо больше. Граждане выучили новые слова, тем самым пополнив «запас матюгов» еще на 91 слово, отмечали исследователи. Тогда, подчеркивали они, это могло быть связано с пандемией и сопутствующими трудностями, финансовой нестабильностью. В 2022-м же количество мата в соцсетях выросло на 17 % по сравнению с прошлым годом, говорят в агентстве. «Стресс и трудности способствуют росту количества нецензурной брани в соцсетях, так как пользователи стремятся выражать свои эмоции, особо не сдерживаясь. Кроме того, и сами площадки почти ничем не ограничивают коммуникацию людей, несмотря на ранее принятый закон, который должен был бы регулировать такую лексику. Это, впрочем, очень сложно реализовать на практике», – заявил руководитель отдела мониторинга и аналитики «Интериума» Александр Анохин. Из-за чего жители Дна матерятся больше всего «Я не думаю, что провинциальный город в депрессивном регионе России может намного превосходить по матерщине другие аналогичные города», – комментирует лексические предпочтения жителей Дна писатель Кристина Гептинг. Она предполагает, что «матерщинники» указывают в соцсетях город Дно как место жительства символически, пытаясь передать отношение к окружающей российской действительности. А на самом деле они живут в другом месте. «Топоним позволяет цитировать такие мемы как, например, «и тут со дна постучали» и прочие», – говорит Гептинг. При этом, по ее мнению, применение мата может быть весьма разнообразным. «Он может быть хамской бранью, а можно нецензурную лексику использовать весьма разнообразно – как, например, в литературе», – считает писатель. Неудивительно, что лидером такого рейтинга стал маленький город, говорит доктор филологических наук и профессор одного из университетов на Северо-Западе РФ, согласившийся пообщаться с «ФедералПресс» на анонимных условиях – по его словам, «из-за щекотливости темы». «В небольших райцентрах характерно неформальное общение – ведь там все свои. А мат – это выразительное средство, которое можно использовать среди «своих людей», – говорит ученый. При этом, замечает он, город Дно – мягко говоря, экономически и социально не самый привлекательный. «А ведь к этой части русского лексикона прибегают не от хорошей жизни. Ну и интернет – более свободная площадка. Тут ты не видишь человека в глаза, можешь себе позволить больше, чем в реальной жизни», – утверждает профессор. При этом, по его словам, Дно вписывается в российскую тенденцию последних годов по растабуизации мата. «Он стал более дозволенным, менее шокирующим. Но все-таки нельзя сказать, что его воспринимают как что-то нежное, романтичное. Его тональность до сих пор негативная, хоть и позитивные эмоции с его помощью тоже выражают», – замечает доктор филологических наук. Кристина Гептинг же считает, что жители Дна могут использовать свой «матершинный» статус для продвижения города. Например, сделать мультимедийный проект о матерных высказываниях на древнем новгородском диалекте или выпустить словарь. «Такое продвижение позволит привлечь людей в это по-своему уникальное место в широтах северо-западной глубинки. Ведь это места, которым не хватает туристического внимания», – подчеркивает писатель. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин Рейтинг: «Интериум»