Эксперты объяснили, почему при землетрясении в Турции разрушались дома

Шокирующее обрушение домов в Турции может быть связано с разными причинами, отмечают эксперты.

Эксперты объяснили, почему при землетрясении в Турции разрушались дома
© Российская Газета

Либо дома строились с расчетом на землетрясения меньшей мощности, либо потеряли нужную сейсмоустойчивость в процессе эксплуатации, считает профессор ЦНИИП Минстроя Владимир Гурьев. Даже если объект был построен правильно, через некоторое время под воздействием природных условий возникает дефицит сейсмоустойчивости. Поэтому должна работать система контроля за состоянием домов в сейсмических регионах.

Для России тема сейсмоустойчивости очень чувствительная - 29 регионов находятся в сейсмически опасных зонах. "Современная застройка российских городов - это масса сложных и уникальных объектов, включая многоквартирные жилые дома массовых типовых серий прошлого века, а это свыше 400 млн квадратных метров! - подчеркивает Гурьев. - За время эксплуатации параметры типовых зданий изменились, проектная сейсмостойкость снизилась на 2-3 балла, что соответствует превышению расчетных нагрузок на строительные конструкции до 6 раз".

В России есть карты сейсмического районирования. При проектировании конкретного объекта параметры конкретизируются, делается детальное районирование и микрорайонирование, поскольку на месте строительства может оказаться грунт, который добавит баллов к общей сейсмичности, поясняет Гурьев. "Если объекты проектируются с учетом сейсмики, с усиленными конструкциями, диафрагмами жесткости, скользящими опорами и т.д. - они выдержат землетрясение. Если была ошибка в расчетах или не учтены условия - здание при землетрясении, конечно, разрушится. Высотные дома менее устойчивы, здания с большими пространствами тоже, что учитывается при проектировании", - говорит профессор. В России уделяется особое внимание мониторингу за состоянием зданий, разработаны современные приборы контроля.

В нашей стране, пожалуй, сильнейшая школа в части сейсмостойкого строительства, считает эксперт Общественного совета при Минстрое Илья Пономарев. В годы СССР существовала серьезнейшая система мониторинга, были созданы карты сейсмической активности различной детализации, разработаны десятки методов снижения негативного воздействия, такие, как сейсмоизоляционные пояса, специальные конструкции оснований и фундаментов, расчет размещения зданий с учетом параметров грунтов (микросейсморайонирование). "На этих разработках в значительной мере базируется современное проектирование в Китае, где даже небоскребы успешно пережили ряд серьезных землетрясений в последние десятилетия", - отмечает он. В Турции на безопасности экономят, что уже не раз проявлялось, отмечает Пономарев. После Стамбульского землетрясения, когда так же рассыпались многоэтажки, новые районы Баку, где работали турецкие девелоперы, перепроверяли с применением советских СНиПов, были выполнены работы по усилению конструкций.

В России существует целая госпрограмма сейсмостойкого строительства, к сожалению, достаточно незначительная по объемам финансирования, добавляет он. Тем не менее, несмотря на отмену обязательных норм, российские проектировщики традиционно учитывают максимальную прогнозную сейсмику, особенно на особо сложных и опасных объектах. Риски в большей степени связаны со старой или исторической застройкой.

На фотографиях и видео легко заметить, что рядом находятся здания практически без разрушений и здания, которые превратились в кучу мусора, говорит член Общественного совета при Минстрое России, президент Координационного совета Ассоциации "Инженерные изыскания в строительстве" Михаил Богданов. "Зданиями-убийцами" стали те, которые были запроектированы без учета сейсмической опасности. В России есть проблема в том, что используются устаревшие карты сейсмоопасных регионов, составленные в начале 1990-х годов, а с тех пор ситуация могла измениться, считает Богданов. "Сейчас подготовлены новые карты сейсмической опасности, - отмечает он. - При использовании достоверной информации о сейсмической опасности у нас в стране, несомненно, могут и проектировать, и строить здания и сооружения в сейсмоопасных районах. Диалог по этому вопросу с Минстроем России идет и все правильные решения уверен, будут приняты".

Для Камчатки и Кавказа, наиболее сейсмически активных регионов, в России установлены нормативы сейсмической активности до 9 баллов, говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Они должны быть учтены в проекте, так что в случае землетрясения более низкой балльности здания выстоят и не пострадают. Перед началом строительства заказчик должен дополнительно провести специализированные сейсмологические и сейсмотектонические исследования. К традиционным способам повышения сейсмостойкости зданий и сооружений можно отнести создание бетонных армированных рубашек, усиление торкрет бетоном, введение дополнительных железобетонных и металлических рам, применение систем внешнего армирования на основе углеволокна, перечисляет Глушков. И, конечно, не стоит забывать про входной контроль стройматериалов, поступающих на площадки.