Как море соединило штурмана Зинаиду Витришко и капитана Николая Витришко

Их соединило море - штурмана дальнего плавания, старшего помощника капитана Зинаиду Васильеву и капитана дальнего плавания Николая Витришко. Они ходили на разных кораблях, а познакомились на берегу. После свадьбы и рождения сына Зинаида Ивановна поменяла работу - ушла из плавсостава в управление Балтийского морского пароходства. 40 лет они прожили вместе.

Как море соединило штурмана Зинаиду Витришко и капитана Николая Витришко
© Российская Газета

Море было у них в крови. Стоит ли удивляться, что их сын - Михаил Николаевич Витришко - не мыслил своей судьбы без морских просторов?

О родителях, объединенных любовью к морю, но очень разных по характеру (Зинаида Ивановна временами была очень импульсивной - как море в шторм, Николай Николаевич - спокойный, как океан в штиль) вспоминает Михаил Витришко, капитан дальнего плавания, как и его отец.

Театр или море?

Зинаида Ивановна была родом из Саратовской области. Ее отец был чекистом, мать - домохозяйкой, из мещан. Так сложилось, что пятилетнюю Зиночку на время отдали на воспитание тете-учительнице. И тогда решили переправить дату рождения Зиночки - с 1924 года на 1921 год, чтобы можно было быстрее устроиться в школу.

В 1940 году Зина едет в Ленинград - поступать в институт. Свой шаг девушка ни с кем из родственников и обсуждать не стала. Колебалась между театральным институтом и судоводительским факультетом мореходки (Ленинградского института инженеров водного транспорта). Любовь к морю оказалась сильнее. Хрупкой, но волевой девушке хотелось делать что-то стоящее, важное для страны.

Война застала Зину на борту учебной баркентины "Вега" в Азовском море. От той поры в семье сохранился "Журнал практики" - с Зиниными рисунками различных видов морских узлов и прочей корабельной снасти. В августе 41-го курсантов перевели в Архангельск. Так Зина оказалась на пароходах арктических конвоев, которые совершали рейсы в Арктику. Шли боевые действия, пароходы неоднократно оказывались под огнем противника. Многие из них были потоплены.

- Мама вспоминала, что в то время ей постоянно хотелось спать и есть. А о страхе не говорила. Не должен был советский человек бояться. Даже когда в августе 1942-го теплоход "Кара", на котором она была, попал под массированный обстрел с немецкого рейдера у Диксона. Трюм "Кары" был полон взрывчатки, а палуба - бочек с горючим. Все понимали: одно прямое попадание - и от корабля не останется ничего, - говорит Михаил Витришко.

Потом "Кару" (которую сами моряки называли "Карой Божьей" за тихоходность) направили во Владивосток. Там Зина получила назначение на пароход одного из тихоокеанских конвоев, перевозившего грузы между СССР и США (в том числе принимали в США суда, которые американская сторона поставляла по ленд-лизу). В 1944-м Зина заочно окончила Владивостокский морской техникум, получила диплом штурмана и стала третьим помощником капитана.

И в это же время во Владивостоке встретила единственную большую любовь в жизни - моряка Николая Витришко. Но тогда это было мимолетное знакомство. У каждого из них была своя жизнь, свои корабли, свои рейсы. Снова судьба свела их после войны, в Ленинграде.

26-летний капитан

Николай родился на Дальнем Востоке в 1926 году. Его отец ушел на фронт в 1943 году. Многодетная семья жила бедно, и при выборе будущей профессии Николаю нужно было учитывать и это: во время учебы он должен быть "на казенных харчах". Выбрал Морской торговый техникум, хотел иметь настоящую, мужскую профессию. Окончил техникум в 1944-м. Еще учась в техникуме, курсанты работали на грузовых судах матросами. А поскольку суда были приписаны к Военно-морскому флоту, то курсанты стали военнослужащими.

В отличие от Зины, которая прошла всю войну от и до, Николаю досталась "только" кратковременная, но кровопролитная война с Японией. И одной из главных задач, поставленных перед экипажами судов, была переброска морем военных десантов.

Михаил Витришко: Папа — моряк,мама — моряк, и я моряк. Альтернативы не было. Фото: Святослав Акимов/РГ

После войны хотел продолжить учебу и приехал в Ленинград, в Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова, ту знаменитую "Макаровку". В 26 лет Николай получил звание капитана дальнего плавания.

Зинаида тоже окончила "Макаровку" и дошла до должности старпома. Так они и встретились снова: капитан и старпом. Поженились в 1958-м, в том же году родился сын Михаил. А дочери Зинаиды от первого брака Николай заменил отца.

Скупыми словами телеграмм

- Они прекрасно дополняли друг друга. "Взрывчатость" мамы гасилась спокойствием папы. Его ничто не могло вывести из себя, - отмечает Михаил Витришко. - Дома "капитаном" была мама; папа - скорее "адмиралом", который принимает только крупные решения. Вырастила меня мама, но воспитал - папа.

Им приходилось нелегко. Сначала по разным рейсам их разводила работа в море. Затем, когда Зинаида Ивановна стала работать на берегу, в рейс выходил капитан Николай Витришко.

Не был только в Антарктиде и Австралии

На вопрос, почему выбрал море, Михаил Витришко отвечает так:

- Очень просто: альтернатив в семье не рассматривалось. Папа моряк, мама моряк, я моряк. Это с младенчества был кусок моей жизни.

"Макаровку" Михаил окончил с красным дипломом. После окончания первым судном был контейнеровоз "Надежда Обухова", где он стал третьим и вторым помощником капитана. За свою морскую биографию исходил все моря и земли. Не был только в Австралии и Антарктиде.

- В море бывает страшно?

- Делай, что должно, чему учили, - и некогда будет бояться. Я счастливый моряк. Ни разу на моих судах не случались пожары, да, попадали в сильные шторма - но ни разу в ураган. Это не доблесть - оказаться в зоне урагана и его пережить. В ураган не надо попадать! Есть карты погоды, прогнозы - нужно стараться обойти район намечающегося урагана, и это показатель профессионализма капитана.

Михаил Николаевич приоткрыл тайну, почему на флоте не любят уходить в плавание 13-го числа в пятницу.

- Выходить можно, и приходится, но нужно все выполнять вдвойне внимательно. Иначе жди неприятностей. И если мелкая неприятность случилась - надеешься, что все, день отыграл, что крупной - не будет.

- Что больше всего поразило за годы плавания?

- Что Земля - маленькая! Шли мы в Бразилию, долго шли. Подходим к экватору: праздник у нас - как положено, все облитые водой Нептуном и прислуживающими ему "чертями". От экватора снова идем - долго-долго. Приходим - и я понимаю, это же фактически конец мира, где все наоборот, и солнце ходит по небосводу в другую сторону. Да, шли долго, но пришли, и дальше фактически некуда: край. Второе яркое воспоминание: когда боевую пожарную тревогу на судне объявили. Это в Индийском океане, до дома всего две с половиной недели. Я "сваливаюсь" вниз по трапам к своей аварийной партии (это термин: на корабле в случае тревоги не "поднимаются", а "взлетают", не "спускаются", а "сваливаются" с огромной скоростью), паники нет, одна спокойная мысль: "Жаль. Не повезло". На судне пожар - катастрофа, воспламеняется все быстро. Но в данном случае старпом решил таким образом проверить боеготовность: поджег ветошь. Повезло!

В семье моряков бережно хранятпереписку между Зинаидойи Николаем Витришко. Фото: Из архива Михаила Витришко

Супругой Михаила Витришко стала биолог, специалист по поведению животных Наталия. А вот дочка - Мария Михайловна - выбрала море, окончила "Макаровку", только эксплуатационный факультет. Работает на берегу, экспедитором.

На вопрос, почему выбрала профессию, связанную с флотом, отвечает четко, но пряча улыбку: "Куда сказали - туда и пошла". Море опять позвало.

Зинаида Ивановна - мужу:

"Колечка, знаешь, вроде уже все написала, а бросать не хочется. Пишу - и как будто ты ближе. Сейчас лягу посплю немножко (Это я пишу сразу после дежурства), а потом буду заниматься. Да, а вам, наверное, скоро предстоит работенка, ведь, кажется, лед у вас появился? Если у вас есть Некрасов, найди и прочти стихотворение "Мы с тобой беспокойные люди" (так оно начинается). Оно про нас с тобой. Ну, пока, обнимаю тебя крепко, целую... Твоя Зина".

Не разлучаться они смогли только после выхода на пенсию - и до ухода из жизни.