Войти в почту

«Будто сожгли родных» Знаменитые головы острова Пасхи пострадали из-за пожара. Как это обернулось настоящей трагедией?

В конце 2022 года все мировое археологическое сообщество потрясла ужасающая новость — разрушительный пожар на острове Пасхи, охвативший более 100 гектаров, нанес непоправимый ущерб древним статуям моаи, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Для местных жителей инцидент стал настоящей трагедией, поскольку каменные монументы играют важнейшую роль в их культуре и традициях. Об их потрясениях, истории острова и культурном наследии рапануйцев — в галерее «Ленты.ру».

«Будто сожгли родных» Знаменитые головы острова Пасхи пострадали из-за пожара. Как это обернулось настоящей трагедией?
© Lenta.ru

Нужно детально приблизить карту Тихого океана, чтобы разглядеть на ней остров Пасхи — крошечный треугольный клочок земли, покрывающий территорию в 164 квадратных километра. Здесь проживают всего 7,7 тысячи человек, около половины из них — коренные жители, которых называют рапануйцами.

Остров Пасхи, или, как называют его местные, Рапа-Нуи — одно из наиболее изолированных и удаленных от цивилизации населенных мест в мире. Единственный способ добраться туда — шестичасовой перелет из Сантьяго-де-Чили. Расстояние от Пасхи до континентального побережья Чили составляет 3 514 километров. При этом ближайшая населенная территория, британские острова Питкэрн, расположена в 1 931 километре от Рапа-Нуи.

$274 стоит перелет из Сантьяго-де-Чили на остров Пасхи

Такая удаленность от цивилизации и небольшой размер острова сформировали своеобразную атмосферу: кажется, что здесь все друг друга знают и просто являются членами одной большой семьи.

Рыбак Кристофер Теао в рыбацкой бухте города Анга-Роа, одного из самых отдаленных населенных пунктов в мире. Фото: Esteban Felix / AP

Остров Пасхи образовался не менее 750 тысяч лет назад в результате извержений вулканов. Его первыми жителями были моряки из Центральной Полинезии, которые постепенно создавали здесь свою культуру. Тогда островитяне жили в землянках, пещерах или низких домах с каменным фундаментом, покрытых тростником.

Землянки и пещеры использовались только в качестве укрытия при плохой погоде или в ночное время, поскольку были слишком темными и сырыми. При этом большую часть дня островитяне проводили на открытом воздухе за работой.

Рабочий настраивает освещение статуи моаи в преддверии Международного дня борьбы с насилием в отношении женщин. Фото: Esteban Felix / AP

На засушливом острове преобладала вулканическая почва, и многие исследователи, изучавшие культуру рапануйцев, задавались вопросом, чем они смогли прокормить себя и каким образом здесь появилась настолько развитая цивилизация.

Тем не менее многие путешественники, попадавшие на остров, в своих трудах упоминали, что засушливая почва Пасхи очень обманчива, и на самом деле рапануйцы умудрялись разбивать целые сады на склонах вулканов, где выращивали сладкий картофель и бананы. Кроме того, излюбленной пищей древних рапануйцев была рыба, а воды, окружающие остров, изобилуют морскими обитателями.

Корабль, перенаправляющий продовольствие и продукты из Чили в Анга-Роа. Фото: Esteban Felix / AP

Древние рапануйцы старались придерживаться моногамии в браке. Развод тогда был обычным делом, однако измена жестоко каралась и порицалась обществом. Если неверность жены происходила в обычной семье, то девушку могли побить и выгнать на улицу, но если изменяла супруга вождя, ее мог убить муж или его брат.

Если верить рапануйскому фольклору, негативно аборигены относились и к кровосмешению. Брак с родственником тогда считался страшным преступлением, за которое могли даже казнить

Также рапануйцы из знатных семей очень трепетно относились к внешности — до полового созревания парней и девушек держали в темных в пещерах, чтобы они не загорали. В то время светлая кожа считалась эталоном красоты и подчеркивала благородство.

Монолитные статуи моаи на склонах вулкана Рано-Рараку. Фото: Esteban Felix / AP

Первые европейцы прибыли на Рапа-Нуи в 1722 году, когда на острове Пасхи уже царили многочисленные междоусобицы. Многие поселения к тому времени были разрушены, традиции забыты, а среди местных жителей процветал каннибализм.

Появление чужаков на острове Пасхи тоже сыграло свою роль и привело к мрачным последствиям: сотни рапануйцев были порабощены перуанскими рейдерами в 1862 году и увезены в Южную Америку, где многие погибли из-за непосильной каторжной работы и тяжелейших условий труда.

Местные студенты едут на лошадях по пляжу Анна-Роа. Фото: Esteban Felix / AP

В 1888 году Чили аннексировала остров и сдала его в аренду овцеводческой компании. Только к XX веку островитяне начали восстанавливать свою автономию и культуру, не имея при этом никаких летописей, в которых рассказывалось бы об их ранней истории.

Чтобы сохранить свое наследие без подобных книг, рапануйцы отпечатали привычки своего народа в определенных традициях, передаваемых из поколения в поколение. Так, например, прическа у местных женщин должна была обязательно напоминать пукао — шляпу из красного камня, которая надевается на голову моаи.

Местные рыбаки возят туристов на экскурсии на лодках, чтобы показать красоту побережья острова Пасхи. Фото: Esteban Felix / AP

Даже музыка для рапануйцев — это не просто музыка, а целые рассказы. В их фольклоре переданы мифы о зарождении мира и появлении человека, исторические предания о заселении острова, вождях, военных столкновениях между племенами, а также легенды и загадки.

«Жители острова Пасхи — исключительно талантливый народ, при отнюдь не райских условиях жизни на почти безлесном, холодном и сыром островке, постоянном недоедании и частых междоусобицах они сумели создать самобытное, разнообразное искусство, имеющее как художественное значение, так и глубокий мировоззренческий смысл», — описывала в своих трудах особенности рапануйцев советский историк Ирина Федорова.

Древние рапануйские семьи часто выступали как хоры и соревновались в ежегодных концертах, которые сопровождались игрой на трубе из раковины моллюска и ударных инструментах. Сегодня туристы со всего мира приезжают на остров не только ради природы и статуй моаи, но также чтобы посетить яркие и страстные представления рапануйцев с танцами и песнопениями.

В октябре 2022 года безмятежный и умиротворенный уклад жизни рапануйцев был нарушен трагическими событиями. В национальном парке Рапануи в зоне вулкана Рано-Рараку вспыхнул сильнейший пожар, который перекинулся на большую часть острова.

К моменту, когда огонь удалось локализовать, он распространился на 100 гектаров и зацепил древние статуи моаи. В итоге некоторые из них полностью обгорели и треснули. Часть монументов была безвозвратно повреждена.

Семейство рапануйцев окружило девушку во время церемонии, представляя дочь морю. Фото: Esteban Felix / AP

Этот инцидент стал для островитян настоящей бедой. Дело в том, что каждая статуя моаи представляет определенного предка, защищающего остров. Когда умирал важный представитель рапануйцев или кто-то из вождей, часть его костей помещалась под церемониальную платформу, называемую аху, и его дух имел возможность переродиться после того, как мастер вырезал моаи по его подобию. Поэтому каждый моаи уникален и имеет собственное имя.

Местный житель играет на укулеле возле земляной печи уму, в которой на вулканических камнях разведен костер для приготовления традиционного блюда — мяса с банановыми листьями. Фото: Esteban Felix / AP

Статуи моаи всегда были окутаны множеством легенд и загадок. Ученых и исследователей интересовало, каким образом коренные жители Пасхи смогли вырезать причудливые лица из гигантских каменных глыб — и главное — как островитянам удавалось перемещать тяжелые монументы по острову.

Местный житель возлагает ожерелье из цветов на могилу коневода и бывшего военного водолаза Эмилио Араки во время его похорон на кладбище Анга-Роа. Фото: Esteban Felix / AP

Все безумные гипотезы и предположения рассеялись во второй половине XX века, когда норвежский путешественник Тур Хейердал организовал экспедицию на Рапа-Нуи и пообщался с местными жителями. Оказалось, что создатели моаи — вымирающее туземное племя «длинноухих», которые доминировали над «короткоухими» и веками держали в тайне секрет возведения моаи.

Кроме того, ученые выяснили, каким образом статуи перемещались по острову — лидеры племени продемонстрировали, как катят моаи в положении лежа с помощью большой толпы помощников. Когда археологи попытались узнать, почему «длинноухие» раньше не сообщали об этом европейским исследователям, их вождь ответил, что его «никто и не спрашивал об этом».

Причащение в церкви Святого Креста на Рапа-Нуи. Фото: Esteban Felix / AP

На сегодняшний день моаи все еще имеют огромное значение для жителей Рапа-Нуи. Они поклоняются статуям и чтят их как членов собственной семьи. Глава совета старейшин Рапа-Нуи Карлос Эдмундс рассказывает, что, если бы он мог носить статую на своей шее, он бы так и поступил. «Но она слишком тяжелая, поэтому у меня дома стоит миниатюрная копия. Я верю, что она защищает меня», — делится островитянин.

О моаи рассказывают даже в местных школах на уроках истории. Учитель Контури Атан объяснил, что всегда старается разнообразить школьную программу, предоставленную чилийскими властями, историей рапануйцев и рассказами о традициях и обычаях древних племен.

Статуя девы Марии с лицом представителя народов Рапа-Нуи в католической церкви Святого Креста. Фото: Esteban Felix / AP

Мэр Пасхи, Педро Эдмундс, тоже трепетно относится к истории и традициям острова. В отличие от других мэров, радушно принимающих все новое, Эдмундс не устанавливает даже уличные фонари, не посоветовавшись со старейшинами из общины. Местные жители боятся, если установить тяжелую технику или оборудование на земле предков, это может разрушить духовную защиту этого места.

Поэтому перед началом любых ремонтных работ или даже перемещения камня из одной локации в другую, рапануйцы связываются с духами мертвых и просят предков дать им совет. «Так мы можем позаботиться о себе. Потому что когда в наши дела вмешивается государство и к нам применяются международные установки, это нам вредит», — пояснил мэр Эдмундс.

В аэропорту Матавери в Анга-Роа туристов встречают танцующие рапануйцы. Фото: Esteban Felix / AP

Согласно подсчетам представителей ЮНЕСКО, которые направили делегацию на остров Пасхи сразу после пожара, огонь повредил по меньшей мере 177 статуй. Мэр Эдмундс уверен, что пожар не был случайностью и что подобные возгорания на острове происходят только по вине людей.

Эксперты считают, что поврежденные огнем моаи уже не могут быть восстановлены. Именно поэтому в ЮНЕСКО призвали усилить охрану каменных монументов и защитить их от возможных разрушений в будущем. «Защита национального парка Рапа-Нуи — важнейшая задача не только для нас, но и для всего человечества», — заявила представительница ЮНЕСКО в Чили Клаудия Урибе.

Lenta.ru: главные новости