Войти в почту

РСПП просит Мишустина помочь с вывозом зерна и масличных из Крыма

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) просит премьера Михаила Мишустина помочь с вывозом зерна и масличных из Крыма в Новороссийск и другие регионы России в связи с тем, что после взрыва на Крымском мосту по нему запрещен проезд грузовиков.

РСПП просит Мишустина помочь с вывозом зерна и масличных из Крыма
© BFM.RU

Речь в основном идет о вывозе ячменя, пшеницы, подсолнечника и рапса. В этом году в Крыму собран рекордный урожай этих сельхозкультур. Он вырос более чем на треть, а мощностей для переработки нет.

В обращении РСПП, которое подписал его вице-президент Павел Лебедев, отмечается, что после взрыва моста Керченскую переправу начали использовать для доставки жизненно необходимых и скоропортящихся грузов, а сухопутный коридор через новые регионы — для военных нужд. Из-за этого зерновые хозяйства Крыма не могут продать свой урожай, что может привести к нехватке оборотных средств и, как следствие, срыву посевной кампании 2023 года.

Говорит вице-президент РСПП Павел Лебедев:

Павел Лебедев вице-президент РСПП «Вывоз через Крымский мост стал невозможным, через ДНР тарифы выросли в три раза, паромная переправа работает только на скоропортящиеся товары, товары первой необходимости. А масленичные перерабатывающие мощности находятся в Краснодаре, в Ростовской области, Ставропольском крае. Стоимость логистики такая, что перевозить стало экономически невыгодно. Как выход — железнодорожный транспорт через Крымский мост. Нужны вагоны. Сегодня это хранится у колхозов на собственных мощностях. Вопрос уже поднимается с ноября-декабря, но так и не решен. Я написал обращение в Минтранс, пока идут только отписки. Выделить необходимое количество грузовых вагонов, чтобы это вывезти и поставить на предприятия Краснодарского края и Ростовской области, месяц-два, и проблема снялась. Семена подсолнечника имеют свойство окисляться, придут в негодность. Похолодает или пойдут дожди, этот процесс будет мгновенным. Понятно, что колхозники пытаются переворачивать, обслуживать свой подсолнечник, чтобы он не сгорел, не окислился, по рапсу хуже ситуация. Рапс обычно перерабатывается первым, его в августе собрали, тут же начинают перерабатывать, потому что он долго храниться не может, поэтому эту ситуацию нужно решать мгновенно. Новороссийская пшеница стоит 14 тысяч рублей за тонну, а в крымских портах и Севастополе она стоит 10-10,5 тысячи рублей, то есть зернотрейдеры просто наживаются, и никому нет дела. Где антимонопольный комитет, правительство, чиновники?»

Источник «Коммерсанта» отмечает, что с начала СВО любое замеченное судно в Крыму подозревают в вывозе зерна сомнительного происхождения. Крупные участники рынка опасаются приобретать урожай, собранный на новых территориях России. Сами же производители вынуждены снижать стоимость, поскольку глобальные трейдеры не готовы работать в местных портах, а в самой республике мало потенциальных покупателей зерна. При этом низкие цены на продукцию делают продажи нерентабельными.

Говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Проблема есть, и она связана с тем, что у нас весь парк зерновозов находится в частных руках. Мы прекрасно понимаем, что не все компании сегодня активно используют крымскую железную дорогу. С учетом того, что высоки риски наложения первичных и вторичных санкций, операторы избегают перевозок в направлении Крыма. Кроме того, надо понимать, что одномоментно решить эту проблему очень сложно, поскольку вагоны стоят на определенных направлениях под определенными клиентами под договорами, и даже при наличии каких-то регулирующих воздействий, оперативно переключить парк, передислоцировать его с одного перегона на другой задача довольно небыстрая, это занимает до трех-четырех месяцев, как показывает практика. Поэтому даже сегодня оперативное указание Мишустина о том, чтобы этот вопрос проработать и принять какие-то меры, это все равно история на несколько месяцев».

В конце декабря письмо РСПП из аппарата правительства перенаправили министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, а также представителям Минтранса и РЖД. В Минсельхозе заявили, что для вывоза зерна и масличных из Крыма организован целый комплекс мероприятий, включая дополнительные железнодорожные перевозки. Они помогут как сократить сроки доставки продовольствия, так и снизить ее стоимость.

Минтранс на фоне письма РСПП о проблемах с вывозом зерна из Крыма сообщил, что ограничений для грузовых автотранспортных средств через паромную переправу из республики в Краснодарский край нет, а ожидание перед погрузкой на паром составляет около суток.