Повторно расследовавшую авиакатастрофу под Смоленском подкомиссию обвинили в фальсификации
ВАРШАВА, 13 сентября. /ТАСС/. Польскую подкомиссию, которая после объявления Москвой и Варшавой официальных результатов расследования авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, заявила, что причиной случившегося были взрывы на борту, обвинили в фальсификации и подтасовке фактов. Соответствующие данные содержатся в распространенном польским телеканалом TVN24 журналистском расследовании.
В сюжете приводятся доказательства, что проводившиеся подкомиссией эксперименты с взрывчаткой никогда не были представлены общественности, так как не подтверждали тезис о взрыве в крыле самолета. Эти эксперименты должны были имитировать взрыв в крыле самолета и тем самым подтвердить, что там была заложена взрывчатка, однако в результате организованного взрыва повреждения крыла были совершенно иными, чем в действительности.
"Неудобные доказательства замалчиваются, либо интерпретируются не так, как следует из их содержания. В смоленском деле написание отчетов с ранее принятым тезисом является стандартом с самого начала", - признал бывший член подкомиссии Марек Домбровский. По его словам, "подкомиссия избирательно относилась к имевшимся в ее распоряжении доказательствам".
По данным телеканала, нанятые подкомиссией ученые из американского Национального исследовательского института авиации (NIAR) провели симуляцию случившегося под Смоленском и подтвердили, что столкновение с березой могло разрушить крыло самолета. Этот факт всегда опровергался подкомиссией, настаивавшей, что дерево не могло привести к таким разрушениям. Однако выводы исследователей из США не были включены в итоговый отчет подкомиссии.
В распространенном во вторник заявлении подкомиссия под руководством Антония Мачеревича отвергла все представленные журналистами обвинения, заявив, что опубликовала все важные для расследования документы и результаты исследований.
Польская оппозиция призвала власти республики проанализировать сложившуюся ситуацию, так как на многолетнюю работу подкомиссии были потрачены немалые средства. "ЗиС (правящая в Польше партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость") ничего не сделает с доказательствами явного мошенничества и манипуляций смоленской подкомиссии", - оценил бывший министр обороны Польши (2011-2015), депутат оппозиционной партии "Гражданская платформа" Томаш Семоняк. "Признание гигантской ошибки в этом деле и наказание обманщика потянуло бы ЗиС на дно. Поэтому они и дальше будут погрязать во лжи", - написал он в Twitter.
Катастрофа и ее расследование
10 апреля 2010 года официальная делегация Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским летела на правительственном самолете Ту-154М в Катынь. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить авиалайнер. Самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома Смоленск-Северный, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей. В результате катастрофы погибли все 96 человек, находившиеся на борту.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях. В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной произошедшего было "снижение [самолета] ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин крушения упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию по расследованию авиационных происшествий. Она проработала семь лет, утверждая, что на борту произошел взрыв. Сам Качиньский, выступая по случаю 12-й годовщины авиакатастрофы, заявил, что это было покушение, в котором якобы "был интерес Москвы".
Расследование обстоятельств случившегося продолжает польская прокуратура, которая не раз заявляла, что признаков, подтверждающих версию о взрыве, нет.