Войти в почту

Урожай российского риса может снизиться на треть

Авария на гидроузле в Краснодарском крае, которая случилась в конце апреля, внесла коррективы в планы на урожай риса. По прогнозам экспертов, он снизится на треть. Возможен ли дефицит крупы и, как следствие, рост цен на нее, разбиралась «Парламентская газета».

Урожай российского риса может снизиться на треть
© Парламентская газета

Восполним импортом

Кубань — основной поставщик риса в стране, до 80 процентов его выращивается здесь. Авария на гидроузле оставила почти половину рисовых полей Кубани без орошения, что грозит потерей урожая. В Российском зерновом союзе тем не менее считают, что цены на рис останутся в пределах инфляции и резкого подорожания ждать не стоит.

«На сегодня есть все возможности, чтобы избежать дефицита и, как следствие, роста цен на рис, — отметил в комментарии «Парламентской газете» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Действует запрет на экспорт, значит, 130 тысяч тонн, которые обычно Россия вывозила, пойдут на внутренний рынок, и это снизит остроту проблемы».

По его мнению, закупки импортного риса позволят стабилизировать цены на внутреннем рынке.

«Импортный рис станет своеобразным якорем, который удержит цены», — полагает эксперт. Кстати, рис наша страна закупала всегда, тем более что многие сорта, например длиннозерный, у нас не растут.

«Закупки риса в этом году в связи со сложившейся ситуацией необходимо увеличить», — считает Корбут. Причем делать это следует как можно скорее, пока крепкий рубль, а также обнуление импортных пошлин позволяют купить продукт по относительно невысокой цене.

Источник в Минсельхозе также подтвердил намерение Правительства компенсировать последствия аварии на гидроузле импортными закупками. Вместо обычных 190 тысяч тонн в этом году предполагается ввезти 300 тонн из Индии, сообщили в Минсельхозе.

Продовольственная безопасность

В аграрном комитете Госдумы обратили внимание на уроки, которые необходимо извлечь из аварии. Потеря половины урожая риса на Кубани, по мнению председателя комитета Владимира Кашина, обнажила давнюю проблему — нерешенность проблемы мелиорации. В комментарии «Парламентской газете» он привел неутешительную статистику: из 13,6 миллиона гектаров мелиорируемых земель, которые числились в 1990 году, сегодня таковыми значатся 9,5 миллиона гектаров, а из них имеет требуемое орошение всего 2 миллиона гектаров. Между тем в соседнем Китае орошением охвачено уже 45 процентов пахотных земель.

«Сегодня беда случилась на Кубани, но у нас есть еще немало регионов, которые тоже находятся в зоне риска. Взять, к примеру, Поволжье, где за последние 12 лет восемь были аномально сухими. В прошлом году из-за засухи собрали урожай зернобобовых в этом регионе в два раза ниже прошлогоднего. Огромные убытки понесли», — отметил Кашин и добавил, что почти повсеместно гидромелиоративные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии.

«Я лично видел гидроузел, который не ремонтировался уже сто лет», — сообщил депутат.

В Правительстве о проблеме знают. Разработана и принята специальная программа. Однако, по словам Кашина, ее финансирование постоянно урезают.

«Вместо запланированных первоначально на 2022 год 45 миллиардов рублей выделили лишь 29,7 миллиарда», — пояснил депутат, добавив, что необходимо добиваться восстановления финансирования госпрограммы мелиорации земель. Он также отметил, что решение проблем мелиорации на сельхозземлях позволит поднять урожайность пшеницы до 100 центнеров с гектара, а кукурузы до 150 центнеров.

«Поэтому задача возродить мелиоративный комплекс для нас наиважнейшая, и к этому нас подталкивает не только авария на Кубани, но и необходимость обеспечивать продовольственную безопасность страны», — считает Кашин.