Ученые обнаружили, что вулканический ледник может сдвинуть дату извержения на десятки лет

Ученые обнаружили, что вулканический ледник может сдвинуть дату извержения на десятки лет
© FBM.ru

В журнале Frontiers in Earth Science опубликована статья, описывающая исследование, проведенное учеными из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне, которые обнаружили, что дополнительное давление вышележащего толстого ледникового льда может сделать вулканические системы более стабильными и заставить их извергаться медленнее, чем вулканы без ледяной шапки.

Ученые использовали численное моделирование, но модель учитывала дополнительное давление вулканического ледникового льда при прогнозировании времени извержения.

“Прогнозирование вулканов включает в себя множество переменных, включая глубину и размер магматической камеры вулкана, скорость, с которой магма заполняет эту камеру, и прочность пород, содержащих камеру, и многое другое. Учет перекрывающего давления полярных ледяных шапок – еще одна важная, но плохо изученная переменная”, — говорят исследователи.

Ученые применили свою модель для моделирования состояния вулкана Вестдал Пик на Аляске. Этот вулкан последний раз извергался в 1992 году и, судя по активности процессов, происходящих в его недрах, готовится к новому извержению. Ранее его следующий взрыв прогнозировался на 2010 год, однако вулкан, имеющий на вершине километровый слой льда, до сих пор не извергался.

“Вулканический пепел в атмосфере опасен для двигателей самолетов и может вызвать серьезные сбои в воздушном сообщении, поэтому более точные прогнозы – даже в масштабе нескольких месяцев – могут дать важную информацию о безопасности воздушного движения и жителей близлежащих районов”, — говорят эксперты.

Исследование показало, что толстый слой льда толщиной от 1 до 3 км на вершине вулкана может отодвинуть дату его следующего извержения на годы или даже на десятилетия. И хотя в геологии эти временные масштабы несущественны, в человеческом измерении они имеют большое значение. Ученые также предупреждают, что сокращение ледников, в том числе расположенных на вулканах, может привести к серии мощных извержений.