Войти в почту

Как собираются защищать людей от наводнений

По данным Минприроды, ежегодно паводки и наводнения наносят России от 40 до 70 миллиардов рублей ущерба, при этом в опасных с точки зрения затопления местах живут около 12 миллионов человек. Как Правительство собирается минимизировать потери и что изменится для региональных и муниципальных органов власти, разбиралось наше издание.

Как собираются защищать людей от наводнений
© Парламентская газета

Кругом вода

Россия ежегодно теряет до 70 миллиардов рублей на ликвидацию ущерба от паводков, подсчитали в Минприроды. При этом под постоянной угрозой наводнения проживают 12 миллионов россиян. Среди наиболее паводкоопасных территорий — Амурский бассейн в Дальневосточном федеральном округе, Архангельская и Вологодская области на северо-западе страны, Краснодарский и Ставропольский края на юге России, Новосибирск и Алтайский край в Сибири, регионы Северного Кавказа. Словом, чуть ли не вся Россия.

«И каждый регион страдает по-своему», — заявил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов.

В Совете Федерации сенатор представляет Якутию — наверное, самую полноводную территорию России, где семьсот тысяч рек и речек общей протяженностью в два миллиона километров, а также восемьсот тысяч озер. Наводнения там — явление, увы, привычное. Многие, наверняка, помнят страшные картины затопленного якутского города Ленска в 2001 году, когда уровень воды в реке Лена превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни вода скрыла под собой 98 процентов территории города. Всего тогда из-за наводнения в республике пострадало 59 населенных пунктов. Общий ущерб составил 7,08 миллиарда рублей, и только по Ленску — 6,2 миллиарда.

А ведь были еще наводнения в 2013 году, когда от паводка пострадали 6286 человек, напомнил сенатор, потом — в 2014, в 2018 годах. Только на восстановление государственного и муниципального имущества с 2013 по 2021 годы потратили более четырех миллиардов рублей, в основном за счет федерального бюджета. И это лишь по одной Якутии.

Но есть территории, которым разгул водной стихии наносит не меньший, а иной раз и больший ущерб. Так, по данным Минприроды, в 2021 году наводнение в Забайкалье «стоило» около 4 миллиардов рублей, а в Амурской области — под 9 миллиардов.

«До этого было наводнение в Иркутске в 2019 году, которое нанесло ущерб более чем в 35 миллиардов рублей, — напомнила нашему изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева. — Тогда в области были подтоплены свыше 10 тысяч жилых домов, из которых половина снесена полностью. Погибли 26 человек. А в 2017 году на Алтае общий ущерб от наводнения составил 6,5 миллиарда рублей, из них почти половина пошла на восстановление социальных объектов, коммунальной инфраструктуры, мостов и дорог. Это ли не повод менять законодательство и защищать людей?»

С этим согласен и Егор Борисов: «23 населенных пункта в Якутии должны были переселить из-за попадания в зону подтопления. Но сделать это невозможно: республика имеет очень большую, но малонаселенную территорию и сложно обосновать процесс переселения экономически. А федеральные субсидии выделяются, когда эффективность переселения экономически оправдывается. Поэтому если переселять людей невозможно, надо строить защитные сооружения».

Но возникает проблема, отметил сенатор Борисов, ведь по действующему законодательству реки в России — федеральная собственность: «В последние годы благодаря федеральному Правительству по реке Лене были построены защитные дамбы длиной в десятки километров в городах Ленске, Олёкминске и Якутске. Такие же сооружения должны возводиться в других населенных пунктах, в том числе в малых и не всегда стоящих на берегах крупных рек. Помочь организовать и запустить процесс должны изменения в законодательстве».

Главное — защита людей

В России уже немало сделано для минимизации негативного воздействия вод. Как сообщили журналу в Минприроды, «на обустройство защиты от паводков в рамках федеральной целевой программы с 2012 по 2020 год были выделены более 50 миллиардов рублей. На эти деньги удалось отремонтировать более тысячи плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений. Построено около 400 километров сооружений инженерной защиты и укрепления берегов».

В ближайшие три года, отмечено в документе, планируется построить 21 сооружение в Якутии, Бурятии, Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях. Благодаря этому защитят «от негативного воздействия вод 51 тысячу жителей Дальнего Востока». Размер предотвращенного ущерба оценивают в 35,5 миллиарда рублей.

Этому же посвящены и принятые Госдумой 15 декабря 2021 года в первом чтении правительственные изменения в Водный кодекс. Как заявил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, «эти поправки минимизируют потенциальное число жителей, пострадавших от паводков».

«В основном затопления происходят по двум причинам, — констатировал он. — Из-за отсутствия защитных сооружений и из-за разрешений органов власти строить жилые и социальные объекты на подтопляемых территориях. Поэтому законопроект предлагает конкретизировать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, в том числе возложить полномочия по установлению границ зон затопления на органы исполнительной власти субъектов. И, что немаловажно, запретить строительство зданий в зонах, не защищенных спецсооружениями от негативного воздействия вод».

Главный смысл поправок — защита людей, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Нововведения позволят исключить, например, ситуации, когда, не учитывая территориальные схемы планирования в субъектах, людям выдают участки в зоне затопления. После вступления закона в силу необходимо будет определять границы зон возможных подтоплений, чтобы не страдали люди, а их участки, дома, имущество и жизни были в безопасности.

Еще один важный аспект поправок отметил сенатор Егор Борисов, подчеркнув, что они четко распределяют полномочия между всеми ветвями власти. Сейчас, например, Федеральное агентство водных ресурсов имеет все права, связанные с организацией противодействия негативному воздействию вод, а подведомственные региональные организации не могут повлиять на ситуацию, когда речь идет о федеральных объектах, расположенных в двух регионах или рядом с границей. Поправки помогут этого избежать.

Также уточнены полномочия региональных и муниципальных органов власти, подразделения которых могли бы заниматься регулированием или исполнением тех или иных заказов органов госвласти в сфере водного хозяйства. Пока у них таких полномочий нет, что Правительство и намерено исправить.

Так что вскоре местные власти вплотную смогут заняться проектированием генплана своей территории и определением границ зон подтоплений. Пока же муниципалитеты, не имея никаких прав в этой области, все время перекладывают бремя этой ответственности на региональные и федеральные органы.

«Приняв поправки в Водный кодекс, мы определимся и с распределением ответственности», — резюмировал сенатор.

Обсуждение продолжается

Законопроект вызвал немалый резонанс в субъектах Федерации. К подготовке документа ко второму чтению подключилось большое число регионов, очень активны были представители Дальнего Востока — Амурской области, Якутии, Бурятии, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Впрочем, не только они.7,08 миллиарда рублей составил общий ущерб от наводнения в Якутии 2001 года

«В Ленинградской области проблема затоплений и подтоплений населенных пунктов, дорог и иных объектов стоит не так остро, как в сибирских и дальневосточных регионах нашей страны, — рассказал «Парламентской газете» председатель комиссии по экологии и природопользованию областного Законодательного собрания Андрей Гардашников. — Однако в 2021 году тяжелая ситуация с паводками складывалась в Волховском, Тосненском и Тихвинских районах. В зону подтопления попали населенные пункты с населением почти 10 тысяч человек, в течение пяти дней проводились взрывные работы, расчищались берега рек — на это из бюджета региона выделили 1,5 миллиона рублей».

В целом, подчеркнул глава комитета, в Ленобласти к борьбе с паводками привлекли 7,5 тысячи человек и 2,6 тысячи единиц спецтехники. Организовали 24 гидропоста и дополнительно установили 30 датчиков мониторинга гидрологической обстановки. Свои мероприятия проводили дорожники и сотрудники Ленинградской областной электросбытовой компании.

«Но нет никакой гарантии, что ситуация не повторится, — отметил Гардашников. — Потому поправки в Водный кодекс носят весьма актуальный характер. В связи с поправками в Водный кодекс муниципальные власти смогут вносить изменения в документы территориального планирования, прежде всего в генпланы, где будут отдельно выделены земли, имеющие риск быть затопленными в период половодья. Следовательно, теперь на такие земли будут распространять определенные ограничения».

Но почему не пойти дальше, поделился мыслями депутат. Собираясь что-то возводить, согласно действующему законодательству, собственник или арендатор участка запрашивает градостроительный план с зафиксированными параметрами, разрешенными для капитального строительства. После принятия поправок органы местного самоуправления должны будут выдавать градостроительные планы уже с корректировками на возможность подтопления, подчеркнул Андрей Гардашников и, допустим, могут ограничить этажность, предъявить специальные требования к фундаменту.

«Но почему бы при этом законодательно не закрепить необходимость фиксации в разрешительных документах обязанность застройщика провести работы по инженерной защите от паводка, — говорит депутат. — Ведь одно дело — просто информация об опасности паводка для объекта, а другое — документ, обязывающий заранее к нему подготовиться. При этом зачастую речь не идет о каких-то дорогостоящих сооружениях типа дамб. Иногда достаточно всего лишь поднять уровень участка на метр методом простой отсыпки земли или построить дом на высоком свайном фундаменте».