На страже жизни: отряду «Центроспас» исполнилось 30 лет
Их профессия – спасать людей. Отряду «Центроспас» сегодня исполнилось 30 лет. На счету его сотрудников тысячи успешных операций, подробности расскажет корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева. Иван Сулаев участвовал почти во всех операциях, что скромно представлены в музее «Центроспаса». В МЧС он работает с 1992 года, почти со дня основания. Начинали с небольшой группы, которая спасала людей по всей стране и не только. Труднее всего дается поиск людей после землетрясения. Первые часы – самые ценные, но спасатели продолжают работать, даже когда надежды почти нет. «Землетрясение, как правило, связано с низкими температурами или экстремально высокими температурами. Это завалы – человек там лежит без еды, воды. И когда ты через шесть-семь дней, восемь дней, девять дней находишь человека живого – это, конечно, чудо», – рассказал начальник службы оперативного управления отряда «Центроспас» МЧС России Иван Сулаев. Так произошло и в Индии в 2001 году. Тогда семибалльное землетрясение разрушило 400 тысяч зданий, погибло почти 20 тысяч человек. «На шестой день нашли неповрежденных мужчину и женщину. Женщина лежала на кровати. У мужчины было два пальца зажаты между шкафом и потолком, он не мог вытащить – вот так шесть суток он стоял», – сказал Сулаев. Уникальная операция длилась 36 часов. Спасатели смогли вытащить и беременную женщину, и мужчину целыми и невредимыми. Об этом и многих других историях Ивану Сулаеву напоминают теперь награды. Все даже не помещаются на пиджаке.
«Самая главная награда – это орден «За заслуги перед Отечеством» за операцию на Саяно-Шушенской ГЭС», – поделился Сулаев. На момент этой аварии «Центроспас» – это уже одно из крупнейших в мире подобных ведомств. На кадрах 30-летней давности видно, как спасатели карабкаются наверх по 150-метровой дымовой трубе. Она наклонилась, могла упасть и вызвать землетрясение, пожары в миллионной Уфе. Но трубу взорвали раньше, без последствий. С этой операции и началось история отряда. Спасатели «Центроспаса» готовы первыми шагнуть в шахту, не отступить перед стеной огня, не считаться с рисками для собственной жизни. Как в Магнитогорске, когда спустя больше суток непрерывной работы, под обломками разрушенной многоэтажки нашли 10-месячного малыша. Ради таких моментов и приходят в профессию, но для этого нужно постоянно тренироваться – на земле, в воздухе и под водой. «По легенде, человеку стало плохо, он ехал в моторной лодке, потерял сознание и упал в воду. Для этого была вызвана водолазная группа. Их доставили к месту на вертолете. Вот они прыгают в воду. Сейчас главная задача – аккуратно подплыть к человеку. Чтобы он не захлебнулся, его голову поддерживают. После этого его будут эвакуировать на берег».
Андрей Терехов погружается на большие глубины уже не первый раз. В сентябре 2001 года он исследовал Кармадонское ущелье в Северной Осетии, искал съемочную группу Сергея Бодрова-младшего.
«Глубина пробора была больше 70 метров, на дне которого стояла толща воды в четыре метра. Водолазу нужно было работать в этой воде. Для нас это была уникальная операция», – рассказал спасатель 1-го класса Андрей Терехов.
С момента сигнала бедствия спасатель делает все, чтобы опередить смерть. Иногда все решают считанные секунды. Заступив на смену, спасатель часто не знает, где и когда закончится дежурство.